КУРС внеурочной деятельности Кем быть

2

Пояснительная записка
Программа составлена на основе «Методический конструктор. Внеурочная деятельность
школьников», автор Д.В. Григорьев, П.В. Степанов; Москва. – Просвещение, 2011 год.
Направление программы – социальное.
Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста 7-10 лет
Сроки реализации: 4 года.
1класс - 33часа; 2 класс - 34часа.;3 класс - 34часа; 4 класс - 34 часа.
Итого-135 часов.
Продолжительность занятий 30 мин.
Направленность программы «Кем быть?» является социальной, предполагает кружковой
уровень освоения знаний и практических навыков.
Новизной данной программы следует считать непрерывность знакомство с разнообразием
профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей
младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности учащегося применительно
к рассматриваемой профессии
Актуальность. Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед
начальной школой стоит
увлекательная и сложная задача:
определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его
надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с
профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с
миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая
системного знания.
Педагогическая целесообразность программы является метод проблемного обучения,
позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и
гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое
занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии,
поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в
силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой
профессии.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием.
Задачи программы:
 формировать положительное отношение к труду и людям труда
 развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших
школьников.
 содействовать приобретению учащимися желания овладеть какой-либо профессией
Общая характеристика программы «Кем быть?»
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» состоит из
четырёх модулей:
Первый модуль 1 класс «Путешествие в мир профессий»: формирование знаний о труде,
понимание значения труда для жизни общества и каждого человека
Второй модуль 2 класс «Профессии, связанные с творчеством»: формирование творческого
воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какойлибо профессией
Третий модуль 3 класс «Профессии, связанные с наукой»: развитие интеллектуальных
способностей, обогащение представлений о различных сторонах профессий;
Четвёртый модуль 4 класс «Все профессии важны, все профессии нужны»: расширение и
углубление знаний о всех типах профессий.
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью. Изучение программы
внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» тесно связано с такими
дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное
искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению
«Кем быть?»
предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных
3


















классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной
работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Формы и методы работы обучения учащихся очень разнообразны:
 тематические занятия
 практические занятия
 беседы
 конкурсы
 соревнования
 викторины
 настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
 экскурсии
 демонстрация фильмов и видеороликов
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Кем быть?»
В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями,
умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные – знания о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть
какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность,
самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному
направлению «Кем быть?» - является формирование следующих универсальных учебных действий
(УУД):
1. Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить
работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении
представлены варианты проведения уроков).
Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по
конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с
людьми разных профессий

4

Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к
социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск
классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й класс)
– получение опыта самостоятельного
общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать
диагностический инструментарий, представленный в таблице (таблица 1)
Итоги учёта знаний, умений, овладения учащимися универсальных учебных действий
подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений
для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит
путем архивирования творческих работ учащихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от
тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе
организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры,
школьная научно-практическая конференция.

5

Тематическое планирование
первого модуля «Путешествие в мир профессий»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33

Темы

Количество часов
Теория

Раздел. 1. Введение в мир профессий
Зачем человек трудится?
Мир интересных профессий.
Кем я хочу стать?
Раздел. 2. Профессии в школе
Профессия - учитель
Профессия - воспитатель
Советы психолога
Как помогает логопед
Профессия - библиотекарь
Раздел. 3. Профессии, вокруг нас
Садовник, дворник
Мастер-цветовод
Продавец
Почтальон
Раздел. 4. Профессии,которые нас охраняют
Охранник
Полицейский
Пожарный
Военный
Адвокат
Профессия «Следователь»
Следствие ведут первоклассники!
Разведчик
Лётчик
Водолаз
Раздел. 5. Профессии, которые нас лечат
Врач скорой помощи
Детский врач
Зубной врач
Кто лечит глаза.
Что видит Ортопед.
Раздел. 6. Профессии моих родителей
Профессии в моей семье
Семейные династии
Моя мама
Няня
Раздел. 7. Подведение итогов изучения
программы
Подготовка компьютерной презентации «Все
профессии важны, все профессии нужны!»
Итоговая конференция «Мир профессий»

Практика

Всего

4
1
1
1
3
1

1
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1

2
1
1

6

Тематическое планирование
второго модуля «Профессии, связанные с творчеством»
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Темы

Мы построим новый дом
Кто такой - дизайнер
Самый классный - классный уголок
Как составить букет
Фигурки из цветов
Кто такой скульптор
Лепка из глины
Маленькие фея. Как придумать аромат
Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную
фабрику, ателье
Вкусная профессия. Кто готовит нам обед
Моя мама - парикмахер
«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу»
Новая жизнь старым вещам
Кто украшает книжку.
Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация
Кто рисует картины
Художники - детям
Когда возникла музыка. Музыканты оркестра
Кто сочиняет музыку
Композиторы – детям
Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная
палочка дирижёра
Как стать писателем. Проба пера
Писатели – детям
Как рождаются стихи. Про поэтов.
Поэты – детям
Профессия - режиссёр
Кукольный театр. Сыграем пьесу.
Я хочу танцевать. Как стать танцором
Кто придумывает танцы
Танцевальная жемчужина.
Кто пишет статьи в газету
Репортаж с места событий
Что делает фотограф
Фотография другу
Итоговое повторение

Количество часов
Теория
Практика

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7

Тематическое планирование
третьего модуля «Профессии, связанные с наукой»
№ п/п

Темы

Все профессии важны, все профессии нужны.
Кто такой астроном?
Профессии в школе
Кто изобрел велосипед?
Кто построил новый дом?
Проектируем дом.
Кто работает в аптеке?
Здоровый образ жизни.
Правила здорового питания.
Гигиена – прежде всего!
Кто занимается раскопками?
Чем занимается агроном?
Изучаем почву.
Кто такой академик.
Химик.
Ставим опыты.
О профессии физика.
О профессиях точных наук.
Кто изучает подземные воды?
Профессия «историк».
О профессии филолога.
Кто такой эколог?
Кто такой инженер?
Типы профессий.
О профессии биолога.
Профессия зоолог.
Составляем научно-популярный рассказ о
животном.
О профессии орнитолога.
28
Океанолог.
29
Составление доклада о птицах или морских
30
животных.
Профессия метеоролог.
31
Составляем прогноз погоды.
32
33, 34 Итоговое повторение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Количество часов
Теория
Практика

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

8

№
п/п

Тематическое планирование
четвертого модуля «Все профессии, важны, все профессии нужны»
Темы
Количество часов

Развивающее занятие: «повар».
Познавательная игра «Русская хозяюшка».
Урок-аукцион «Скатерть-самобранка».
Интерактивная экскурсия в кондитерский
цех.
5
Экскурсия в школьную столовую.
6
Пробуем себя в роли кулинаров.
7
Презентация проекта «Осенние посиделки».
8
Презентация проекта «Осенние посиделки».
9
Развивающее занятие «Сказочный мир
подводного царства».
10
Развивающее занятие «По заповедным
местам Кавказа»
11
Экскурсия по родному краю.
12
Экскурсия в городскую библиотеку.
13
КТД «Мой четвероногий друг».
14
КТД «Мой четвероногий друг».
15
Экологический суд «Пробуем себя в роли
защитников природы».
16
Экологический суд «Пробуем себя в роли
защитников природы».
17
Развивающее занятие «Профессия
водителя»
18
Игра-путешествие «Самоделкин и машина
времени»
19,20 Интерактивная экскурсия на Волжский
автомобильный завод.
21
КТД «Дневник путешествия с
Самоделкиным» (путеводитель).
22
КТД «Дневник путешествия с
Самоделкиным» (путеводитель).
23
Торжественная церемония награждения
«Мастеренок 21 века».
24
Торжественная церемония награждения
«Мастеренок 21 века».
25
Развивающее занятие «профессия
строителя».
26
Викторина «Мой край».
27
Урок-путешествие «Самарская область –
мой край родной».
28
Урок-путешествие
1
2
3
4

Теория

Практика

1
1
1
1

0,5

1
1
1
1
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
1

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
0,5

0,5
1
1
1
9

«Достопримечательности Самарской
области».
29
КТД Макет «Город будущего».
30,31 КТД Макет «Город будущего».
32-34 Презентация проекта «Город будущего».

1
1
1

Используемая литература:

1. Багрова О.Е., Федоркина Н.Г. Введение в мир профессий. Кассные часы, игры,
конкурсы. 1-4 классы: Волгоград, 2009 г.
2. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на Дону, издательство ИПК и
ПРО,2008 г
3. Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф.
Дубровиной И.В. /: Москва, «Гардарика» 1998г.
4. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф.,
Ярославль, «Академия развития» 1996г.
5. Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э.: Ярославль,
«Академия развития» 1996г.
6. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей.
Винокурова Н.: Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
7. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»:
Издательский дом «Первое сентября», 2004г.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».