1 Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Маленький пермяк» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения . И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность при сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования. Цели программы : способствовать воспитанию патриотических патриотического сознания учащихся; пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края; воспитание любви к природе родного края; формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков; Задачи программы: образовательные 2 чувств, формированию 1. формирование представлений о краеведении , как о предмете исторического и культурного развития общества; 2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа; 3. закрепление этих знаний на практике. Воспитательные 1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; 2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких; 3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях. Развивающие 1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.) 2. развитие кругозора учащихся. Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов: системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 1-4 классах; обеспечение преемственности обучения; научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний; доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию; наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ; деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно; активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления; прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления; 3 принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ. Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты. Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д. В программах для каждого класса прослеживается: преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне. теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий. умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно, картины. Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время. Содержание программы Первый год обучения. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике. 4 Знакомятся с историей микрорайона Светлый. Следующим этапом идет знакомство уже с историей города Перми, гербом и флагом, с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе. И в завершении программы знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями, с картой Пермского края. Примерное тематическое планирование 1 класс (33часа, 1час в неделю) Тема Часы Основные понятия занятия Россия 2 Россия, Родина, Москва-столица Пермский 2 Прикамье. Пермь – столица Пермского края. Уральское край Малая Родина Прикамье 1 Место рождения, адрес. Малая Родина. Герб Пермского края. Моя семья 2 Семья, члены семьи. Обязанности, отношения. Родители 1 Родители: мама, папа. Роли мамы и папы в семье. Имя 1 Создание семьи. Имянаречение.Имя собственное, отчество, фамилия. Происхождение и значение имени. Бабушки и 1 дедушки Семейные Бабушки и дедушки – живая связь времён, хранители традиций семьи. Семейные реликвии. 2 праздники Праздники страны, края, города. Семейные праздники. Семейный календарь. Родословие 2 Род – большая семья родственников. Родословное дерево Народ 1 Род – часть народа. Народы Прикамья. У каждого народа свой язык, земля, обычаи, история. Район 1 Районы города, 7 районов Перми. Название, достопримечательности твоего района. Улица 1 Название улиц города, их значение. Достопримечательности. Улица, на которой стоит дом, её имя. Интересные места твоей улицы. Пермские 2 Пермские детские писатели: Л.Кузьмин, А.Домнин, детские В.Воробьёв, О.Селянкин и др. Пермская писательская писатели организация. Евгения 1 Жизнь и творчество поэтессы. Стихи о природе. 1 Поэт-фронтовик, ншо жизнь и стихи. Книга «Сто Трутнева Борис 5 Ширшов Анатолий загадок» 1 Жизнь и творчество писателя. Рассказы о природе. 1 Его жизнь, стихи и сказки. Стихотворение «Дом с Тумбасов Лев Кузьмин колокольчиком». Библиотека и музеи Кузьмина. Алексей 1 Домнин Кама Жизнь и творчество сказочника. Сказка «Молния на кочерге» 2 Кама – одна из крупнейших рек России, её значение. Легенда о богатыре Каме Птицы на 1 улицах города Голубые глаза людей птицам 1 весны Зелёный наряд Виды птиц: воробьи, синицы, голуби и др. Помощь Первоцветы: сон-трава и другие. Охрана редких видов. «Красная книга Урала» 1 Перми Значение пригородных лесов. Лесопарки города: Балатовский, Закамский, Липовая гора. Берёза-символ России День Победы 2 9 Мая – День Победы. Члены семьи – участники ВОВ Памятники 2 Памятники. Виды и функции памятников. Главные ВОВ в городе памятники Перми Перми Планируемые результаты первого года изучения курса «Краеведение» . Учащиеся научатся: объяснять, что такое «Краеведение», что оно изучает; называть государственные символы Перми и Пермского края; ориентироваться на карте Пермского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край; называть 2-3 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии и произведения 3-5 пермских детских писателей; рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных; охранять природу родного микрорайона; наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Пермского края; соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения; 6 выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами; добросовестно выполнять обязанности учащихся школы; ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя; анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации; создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно; вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых. На втором году обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная информация. От изучения своего микрорайона дети переходят к знакомству с городом, с его достопримечательностями, проводится экскурсия по «Зеленой линии». Дети знакомятся с предприятиями, с известными детскими писателями города. На втором году обучения дети знакомятся с картой края, учатся называть соседей и находить их местоположение, а также изучают герб, гимн, флаг страны, историю их возникновения. При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки. При работе на третьем году обучения больше времени отводится на практическую работу с картой города, с его районами, улицами, музеями, театрами, цирком, планетарием, с историей их возникновения. Продолжается более углубленное изучение произведений пермских писателей, трудового подвига пермяков в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Знакомство с Красной книгой Пермского края, с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять. Более подробно изучается история России, проводится интерактивное знакомство со столицей нашей Родины – Москвой, заочная экскурсия по городам «Золотого кольца», заочные встречи со знаменитыми людьми нашей страны. Составляются кроссворды по различным темам, презентации, выставки работ, поделок и фотографий, проводятся экскурсии по достопримечательностям города и края, встречи с пермскими писателями, ветеранами. На четвертом году обучения повторяются и совершенствуются знания по ранее изученным темам: «Природа Прикамья», «Экология Пермского края», «Население Прикамья», «По родному краю» (путешествие по карте), «Народное искусство Пермского края», «Пермские писатели», «Замечательные люди Прикамья», «Солдатская судьба». А также изучается место Пермского края на карте нашей страны, значение и вклад Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом. Дети готовят свои презентации, доклады, проекты на одну из тем. Значительная часть времени отводится на знакомство и изучение литературы Прикамья, в тесном сотрудничестве с библиотекой им. Н.В.Гоголя. Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы, создавать свои произведения. У детей должно сложится представление о пермской детской литературе, ее создателях, тематике и содержании, должен быть сформирован устойчивый интерес к творчеству тех, кто жил и живет на Пермской земле. 7 Литература. 1. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011. 2. Агафонов Н . Н ., Белавин А.М., Крыласова Н .Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир», 2003 3. Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996 4. Обухова Л.А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. – П.: «Книжный мир»,1999 5. Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» - Пермь: «Книжный мир», 2001 6. Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001 7. Л.А.Боровская, Н .С. Пермь.ПГПУ.2010 Жесткова, М.А.Быховская «Наш Пермский край», 8. Верхоланцев В.С.город Пермь, его прошлое и настоящее.Пермь:Пушка, 2002 9. Горбацевич Н .П.,Шатрова Н .В. Прикамье:странички далеких и близких времен. Пермь: Книжный мир, 2003 10. Зеленин А.С. Пермь и краеведение .Пермь:Пермский край,2009 Пермский край:занимательное 11. Князева Н . А . Маленький пермяк (азбука краеведа).Пермь:Книжный мир,2007 12. Спешилова Е.А.Старая Пермь:Дома.Улицы.Люди.1723 – 1917. Пермь:Курсив,2003 13. Твое Прикамье.Береги свой дом/Е.А.Черных, Т.В.Похожаева.Пермь:Пушка,2001 8