КУРС внеурочной деятельности Маленький пермяк 1 класс

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Маленький пермяк» разработана на основе
Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения
учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию
программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время
наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в
начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся
знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и
навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом,
трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и
воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него
элементов краеведения . И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо
осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов,
а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей
Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны,
поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего
края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для
этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как
через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность при
сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.
Цели программы :


способствовать
воспитанию
патриотических
патриотического сознания учащихся;



пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным
ценностям Пермского края;



воспитание любви к природе родного края;



формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих
земляков;

Задачи программы:
образовательные
2

чувств,

формированию

1. формирование представлений о краеведении , как о предмете исторического и
культурного развития общества;
2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего
народа;
3. закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию
своего края, его истории, культуре, природе;
2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых
норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных
жизненных ситуациях.
Развивающие
1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление,
речь и т.д.)
2. развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение
следующих принципов:


системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 1-4
классах; обеспечение преемственности обучения;



научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития
современных научных знаний;



доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к
известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и
их развитию;



наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ,
дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка
проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик
обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение
опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы
итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и
подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение
технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;






3



принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление
свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение
педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен.
Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы,
презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск,
исследование, проекты, эксперименты и т. д.
В программах для каждого класса прослеживается:





преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый
последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с
выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает
детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.
умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из
природного материала создавать художественные изделия, панно, картины.

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному
отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира
ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Содержание программы
Первый год обучения.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой
родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь.
Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда
обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага
других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание
раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в
окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики
поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает
понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам
учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками,
выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения
старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают
об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует
формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса
к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком,
давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних
любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку,
комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных,
фотографии. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе,
взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
4

Знакомятся с историей микрорайона Светлый. Следующим этапом идет знакомство
уже с историей города Перми, гербом и флагом, с его достопримечательностями,
природой и знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе. И в завершении
программы знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями, с
картой Пермского края.
Примерное тематическое планирование 1 класс (33часа, 1час в неделю)

Тема

Часы

Основные понятия

занятия
Россия

2

Россия, Родина, Москва-столица

Пермский

2

Прикамье. Пермь – столица Пермского края. Уральское

край
Малая Родина

Прикамье
1

Место рождения, адрес. Малая Родина. Герб Пермского
края.

Моя семья

2

Семья, члены семьи. Обязанности, отношения.

Родители

1

Родители: мама, папа. Роли мамы и папы в семье.

Имя

1

Создание семьи. Имянаречение.Имя собственное,
отчество, фамилия. Происхождение и значение имени.

Бабушки и

1

дедушки
Семейные

Бабушки и дедушки – живая связь времён, хранители
традиций семьи. Семейные реликвии.

2

праздники

Праздники страны, края, города. Семейные праздники.
Семейный календарь.

Родословие

2

Род – большая семья родственников. Родословное дерево

Народ

1

Род – часть народа. Народы Прикамья. У каждого народа
свой язык, земля, обычаи, история.

Район

1

Районы города, 7 районов Перми. Название,
достопримечательности твоего района.

Улица

1

Название улиц города, их значение.
Достопримечательности. Улица, на которой стоит дом,
её имя. Интересные места твоей улицы.

Пермские

2

Пермские детские писатели: Л.Кузьмин, А.Домнин,

детские

В.Воробьёв, О.Селянкин и др. Пермская писательская

писатели

организация.

Евгения

1

Жизнь и творчество поэтессы. Стихи о природе.

1

Поэт-фронтовик, ншо жизнь и стихи. Книга «Сто

Трутнева
Борис

5

Ширшов
Анатолий

загадок»
1

Жизнь и творчество писателя. Рассказы о природе.

1

Его жизнь, стихи и сказки. Стихотворение «Дом с

Тумбасов
Лев Кузьмин

колокольчиком». Библиотека и музеи Кузьмина.
Алексей

1

Домнин
Кама

Жизнь и творчество сказочника. Сказка «Молния на
кочерге»

2

Кама – одна из крупнейших рек России, её значение.
Легенда о богатыре Каме

Птицы на

1

улицах города
Голубые глаза

людей птицам
1

весны
Зелёный наряд

Виды птиц: воробьи, синицы, голуби и др. Помощь
Первоцветы: сон-трава и другие. Охрана редких видов.
«Красная книга Урала»

1

Перми

Значение пригородных лесов. Лесопарки города:
Балатовский, Закамский, Липовая гора. Берёза-символ
России

День Победы

2

9 Мая – День Победы. Члены семьи – участники ВОВ

Памятники

2

Памятники. Виды и функции памятников. Главные

ВОВ в городе

памятники Перми

Перми
Планируемые результаты первого года изучения курса «Краеведение» .
Учащиеся научатся:


объяснять, что такое «Краеведение», что оно изучает;



называть государственные символы Перми и Пермского края;



ориентироваться на карте Пермского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3
национальности, населяющих наш край;



называть 2-3 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии и
произведения 3-5 пермских детских писателей;



рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;



охранять природу родного микрорайона;



наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Пермского
края;



соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного
движения;
6



выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;



добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;



ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;



анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из
разных источников информации;



создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с
помощью взрослых или самостоятельно;



вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности
самостоятельно или с помощью взрослых.

На втором году обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста
уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная
информация. От изучения своего микрорайона дети переходят к знакомству с городом, с
его достопримечательностями, проводится экскурсия по «Зеленой линии». Дети
знакомятся с предприятиями, с известными детскими писателями города. На втором году
обучения дети знакомятся с картой края, учатся называть соседей и находить их
местоположение, а также изучают герб, гимн, флаг страны, историю их возникновения.
При работе используются такие методы как исследовательский, частично-поисковый,
метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам
работы заочные экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры,
тесты-самооценки.
При работе на третьем году обучения больше времени отводится на
практическую работу с картой города, с его районами, улицами, музеями, театрами,
цирком, планетарием, с историей их возникновения. Продолжается более углубленное
изучение произведений пермских писателей, трудового подвига пермяков в годы Великой
Отечественной войны и в настоящее время. Знакомство с Красной книгой Пермского края,
с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять. Более подробно изучается
история России, проводится интерактивное знакомство со столицей нашей Родины –
Москвой, заочная экскурсия по городам «Золотого кольца», заочные встречи со
знаменитыми людьми нашей страны. Составляются кроссворды по различным темам,
презентации, выставки работ, поделок и фотографий, проводятся экскурсии по
достопримечательностям города и края, встречи с пермскими писателями, ветеранами.
На четвертом году обучения повторяются и совершенствуются знания по ранее
изученным темам: «Природа Прикамья», «Экология Пермского края», «Население
Прикамья», «По родному краю» (путешествие по карте), «Народное искусство Пермского
края», «Пермские писатели», «Замечательные люди Прикамья», «Солдатская судьба». А
также изучается место Пермского края на карте нашей страны, значение и вклад
Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом. Дети готовят свои
презентации, доклады, проекты на одну из тем. Значительная часть времени отводится на
знакомство и изучение литературы Прикамья, в тесном сотрудничестве с библиотекой им.
Н.В.Гоголя. Совершенствуются умения читать, наблюдать, делать выводы, создавать свои
произведения. У детей должно сложится представление о пермской детской литературе,
ее создателях, тематике и содержании, должен быть сформирован устойчивый интерес к
творчеству тех, кто жил и живет на Пермской земле.

7

Литература.
1. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.:
Просвещение, 2011.
2. Агафонов Н . Н ., Белавин А.М., Крыласова Н .Б. Страницы истории земли
Пермской. – П.: «Книжный мир», 2003
3. Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996
4. Обухова Л.А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. – П.: «Книжный мир»,1999
5. Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» - Пермь: «Книжный
мир», 2001
6. Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001
7. Л.А.Боровская, Н .С.
Пермь.ПГПУ.2010

Жесткова,

М.А.Быховская

«Наш

Пермский

край»,

8. Верхоланцев В.С.город Пермь, его прошлое и настоящее.Пермь:Пушка, 2002
9. Горбацевич Н .П.,Шатрова Н .В. Прикамье:странички далеких и близких времен.
Пермь: Книжный мир, 2003
10. Зеленин
А.С.
Пермь
и
краеведение .Пермь:Пермский край,2009

Пермский

край:занимательное

11. Князева Н . А . Маленький пермяк (азбука краеведа).Пермь:Книжный мир,2007
12. Спешилова Е.А.Старая Пермь:Дома.Улицы.Люди.1723 – 1917. Пермь:Курсив,2003
13. Твое Прикамье.Береги свой дом/Е.А.Черных, Т.В.Похожаева.Пермь:Пушка,2001

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».