КУРС внеурочной деятельности Экскурсионное бюро ТЭМ

Пояснительная записка





Актуальность
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к
Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В
настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории
культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями
современного российского общества и необходимостью в формировании
личности гражданина, бережно относящегося к природным и
социокультурным ценностям своего Отечества.
Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.
Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с
окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря
программе по краеведению «Театр. Экскурсии. Музеи »( ТЭМ) они осознают
значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в
общей судьбе народов России.
Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей
семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи
теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной
способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к
истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи,
повышает её культурный уровень.
Педагогическая целесообразность
Именно в начальной школе закладываются основы морального,
нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль
играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за
свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.
Программа «Краеведение» дает возможность школьникам шире
познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы,
истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой
страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах от простейших описаний до проектных работ
Программа «ТЭМ» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир»,
построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий
потенциал образовательного компонента «Окружающий мир».
Принципы построения программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого
ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и
ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;













систематичности и последовательности – знание в программе даются в
определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на
практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы
является ее культурная значимость в жизни района, актуальность,
воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником
новой информации;
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,
коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более
детального обследования объектов, дополняют словесные методы,
способствуют развитию мышления обучающихся;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические
работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на
практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая
возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику
программы «Краеведение» необходимо использовать такие формы
проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы.
Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их
причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью
организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее
форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в
том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая
изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом,
учреждения, театр, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно
больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и
праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство.
Наряду с традиционными, в программе используются современные
технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения,
здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные
технологии, проектные технологии.
Цель:
создание условий для формирования у детей исторического сознания,
воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному
наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и
поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного
края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов
школьников;
воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;




















формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное
отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское
самосознание, чувство гордости за родной край;
вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
создать благоприятные условия для достижения результатов в
познавательно- поисковой деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с
федеральными
государственными
образовательными
стандартами: данная программа ориентирована не на запоминание
обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на
активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы по краеведению «ТЭМ» лежит системнодеятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких
качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому
и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «ТЭМ» у младших школьников будут
сформированы
личностные,
регулятивные,
познавательные
и
коммуникативные универсальные учебные действия.
К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы
УУД:
Личностные УУД
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков,
как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины,
совести- как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданин Томской области, чувства сопричастности и гордости за свой
край.
мотивации
учебной
деятельности,
включающей
социальные,
учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой
Томской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и
условиями ее реализации;






выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной
форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке
к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания,
планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:


o
o
o
o





















уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия
при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов;
узнавать символику Пермского края, города;
описывать достопримечательности Томска;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и
литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и
извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы
при работе с картой контурной, картой Пермского края и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;





















учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в
его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы,
профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров
при выработке общего решения в совместной деятельности.
Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности
рекомендуется организовывать в форме:
викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
создания и защиты собственного проекта;
создания презентаций - представлений по изученной теме;
конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить
лучших из числа всех участников;
участия в конференциях разного уровня.
Сроки реализации программы
Программа по краеведению «ТЭМ» рассчитана на обучающихся 7 - 11 лет.
Срок реализации программы – 4 года.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края,
научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные
традиции;
научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит
патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.

Учебно-методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Начальная школа. Федеральный
компонент государственного стандарта. Примерные программы для
начальной школы. Москва, 2007
3. Краеведческий кружок как средство развития младшего школьника.
Гайворонская Н.И. // Начальная школа. – 2009. -№6.
2. Краеведение в начальной школе. Овечкина Н.Н. // Начальная школа. –
2004. - №11.

Тематическое планирование
№
1

Тема
«Первый в России ботанический сад»

Форма
Экскурсия в Мемориальный
ботанический сад Григория
Демидова ( Соликамск)

2

Просмотр спектакля

Березниковский драматический
театр

3

«Строгановская вотчина
Верхнекамья»

Экскурсия в Усольский
историко-архитектурный музей
заповедник "Усолье
Строгановское

4

Произведения пермских писателей
для детей

Виртуальная экскурсия.
Центральная городская
библиотека г.Березники

5

Просмотр спектакля

Березниковский драматический
театр

6

История одного портфеля

7

Просмотр спектакля

Драматический театр «Бенефис»
для детей и молодежи

8

Животные Пермского края

Музей книги "Алконост"

9

Просмотр спектакля

Драматический театр «Бенефис»
для детей и молодежи

Березниковский историкохудожественный музей им.
И.Ф.Коновалова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».