Пояснительная записка Актуальность Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе по краеведению «Театр. Экскурсии. Музеи »( ТЭМ) они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень. Педагогическая целесообразность Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим. Программа «Краеведение» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах от простейших описаний до проектных работ Программа «ТЭМ» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Принципы построения программы: принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. Методы работы: словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации; наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся; практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «Краеведение» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, театр, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии. Цель: создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Задачи: систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников; воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края; формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край; вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности; создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности. Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации программы по краеведению «ТЭМ» лежит системнодеятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. В результате обучения по программе «ТЭМ» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД: Личностные УУД Выпускник научится и приобретет: научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения. Выпускник получит возможность для формирования: основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Томской области, чувства сопричастности и гордости за свой край. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Томской области; чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные УУД: Выпускник научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Выпускник получит возможность: o o o o уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные УУД: Выпускник научится: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; узнавать символику Пермского края, города; описывать достопримечательности Томска; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Пермского края и атласом; работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой регион и его главный город; устанавливать причинно‐следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии. Выпускник получит возможность: самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах. Коммуникативные УУД: Выпускник научится: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Выпускник получит возможность: готовить и выступать с сообщениями; формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности рекомендуется организовывать в форме: викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов; создания и защиты собственного проекта; создания презентаций - представлений по изученной теме; конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников; участия в конференциях разного уровня. Сроки реализации программы Программа по краеведению «ТЭМ» рассчитана на обучающихся 7 - 11 лет. Срок реализации программы – 4 года. Ожидаемые результаты: обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции; научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим; приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности; будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине. Учебно-методическое обеспечение 1. Сборник нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы для начальной школы. Москва, 2007 3. Краеведческий кружок как средство развития младшего школьника. Гайворонская Н.И. // Начальная школа. – 2009. -№6. 2. Краеведение в начальной школе. Овечкина Н.Н. // Начальная школа. – 2004. - №11. Тематическое планирование № 1 Тема «Первый в России ботанический сад» Форма Экскурсия в Мемориальный ботанический сад Григория Демидова ( Соликамск) 2 Просмотр спектакля Березниковский драматический театр 3 «Строгановская вотчина Верхнекамья» Экскурсия в Усольский историко-архитектурный музей заповедник "Усолье Строгановское 4 Произведения пермских писателей для детей Виртуальная экскурсия. Центральная городская библиотека г.Березники 5 Просмотр спектакля Березниковский драматический театр 6 История одного портфеля 7 Просмотр спектакля Драматический театр «Бенефис» для детей и молодежи 8 Животные Пермского края Музей книги "Алконост" 9 Просмотр спектакля Драматический театр «Бенефис» для детей и молодежи Березниковский историкохудожественный музей им. И.Ф.Коновалова