КУРС внеурочной деятельности Кружок_Юный художник_5 - 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Юный художник»
является
программой
художественно-творческой
направленности,
предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков,
по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени
реализации – долговременной (3 года обучения).
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ»
(школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по
изобразительному искусству. Является модифицированной.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный художник»
для обучающихся 5 – 7-х классов составлена на основе:
- требований ФГОС ООО к результатам освоения основной
образовательной программы ООО (пр. Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287);
- Программы формирования УУД
у обучающихся и рабочей
программы воспитания школы
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся
получают знания о простейших закономерностях строения формы, о
линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции,
декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а
также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте
природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом.
В системе эстетического и творческого воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость,
чувство взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации
личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным
средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания,
умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя
свои работы.

Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый
ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить
детей к творчеству.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие
эстетической, отзывчивости, формирование творческой и созидающей
личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной
–
формирование
эмоционально-ценностного
отношении к окружающему миру через художественное творчество,
восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения
личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развитие творческих способностей,
фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и
фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приёмов и навыков
изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и
гармоничному развитию личности ребёнка, раскрытию творческих
способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического
воспитания.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы
11-14 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне
усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для
творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и
учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени
одарённости и возраста воспитанников.
Этапы реализации программы:
ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 11-12 лет
развивающий – 2 года обучения для обучающихся 12-13 лет
исследовательский – 3 год обучения для обучающихся 13-14 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и
наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Формы и методы организации занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества
обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен
принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание
коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта
общения
и
чувства
коллективизма.
Результаты
коллективного
художественного труда обучающихся находят применение в оформлении
кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях
художественные работы используются как подарки для родных, друзей,
ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов
художественной деятельности школьников имеет большое значение в
воспитательном процессе.
Для качественного развития творческой деятельности юных
художников программой предусмотрено:
• Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в
выборе способов работы, в выборе тем.
• Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами
сложности позволяет овладеть приёмами творческой работы всеми
обучающимися.
• В каждом задании предусматривается исполнительский и
творческий компонент.
• Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий.
Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
• Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса
деятельности.
• Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих
и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной
формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт
художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна
«золотая середина». Если развивать у учащихся только фантазию или учить
только, копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением
работы, значит загнать ученика в тупик. Поэтому традиционно совмещаются
правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых
первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия в развитие художественного восприятия
представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются
такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный
(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её
решения); эвристический (проблема формируется детьми, ими и
предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы,
выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные,
часто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме
самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где
стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия
несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие
просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике, мастер- классы, когда педагог
вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно
комментируя все стадии её выполнения, задавая наводящие и контрольные
вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и
подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым
путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Рисунок».
Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным навыкам в
технике графика. Обучение детей по данному модулю дает им возможность
познакомиться с бумагой, с карандашами разной твердости и мягкости,
ластиком, с понятиями: "свет", "тень", "полутень", "блик" и т. д. Выполняют
задания по построению простых и сложных форм, выделение
композиционного
центра.
Законы
построения.
Изучение
форм
геометрических фигур.
Восприятие формы. Общие сведения о рисунке. Виды графических
материалов. Подобие силуэтов. Подобие форм. Фигура и фон. Значение фона.

Превращение плоскости в объем. Фигура, состоящая из геометрических
форм. Рисование симметричных фигур.
Модуль «Живопись».
Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным навыкам в
живописи. Обучение в данном модуле дает возможность познакомиться с
различными приемами рисования в живописной технике.
Приемы живописи акварельными красками. Основные и дополнительные
цвета. Отмывка, переходы цвета. Работа по сырому листу. Вливание одного
цвета в другой. Компоновка на листе. Подготовка листа под акварельные
краски. Составление сложных цветов путем наложения цвета на цвет.
Техника гризайль. Техника «а ля прима».
Модуль «Композиция».
Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным навыкам
и законам композиции. Обучение в данном модуле дает возможность
познакомиться с различными приемами рисования, направлениями и
художественными течениями.
Композиция. Композиционные схемы. Симметрия и асимметрия в
композиции. Передача равновесия в композиции. Пропорции. Линейная
перспектива. Линия горизонта. Точка схода. Точка зрения. Перспектива в
пейзаже.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате реализации программы обучающиеся смогут понимать
образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое
отношение к событиям жизни, к природе, человеку и обществу; воплощать
художественные образы в различных формах художественно-творческой
деятельности, приобретут первые навыки работы с нетрадиционными видами
творческой деятельности.
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самооценке; сформированность мотивации к творчеству,
познанию, выбору индивидуальной траектории развития; наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат; ценностно-смысловые установки,
отражающие личностные позиции обучающегося, социальные компетенции.

Метапредметные результаты – овладение воспитанниками умениями,
которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые
знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего
совершенствования изобразительно-творческой деятельности при работе с
видами нетрадиционной техники.
Кроме
того,
необходимо
систематическое
наблюдение
за
обучающимися в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
-творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

1-ый год обучения, 5 класс
Наименование тем
Всего
часов

В том числе
Теория

1

2
3
4
5
6
7
8
9

10

11
12
13
14
15
16
17
18
19

Знакомство с работой кружка.
Правила безопасности и поведения во
время занятий.
Цвет. Основы цветоведения.
Упражнения.
Графика.
Изображение
фигуры
человека.
Художники города Березники.
«Моя школа». Выставка работ.
Составление композиции ко Дню
Матери. Открытки.
Памятники, посвящённые Великой
Отечественной войне. Беседа.
«Наша армия». Композиционное
решение.
«Новогодний
сувенир».
Изготовление
украшений
для
праздника.
«Новогодний
книжный
бал».
Иллюстрация
к
литературному
произведению.
«Галерея творческих профессий».
Составление композиции.
«Галерея творческих профессий».
Цветовое решение.
«Давай раскрасим вместе мир».
Составление композиции.
«Давай раскрасим вместе мир».
Цветовое решение.
Архитектура города.
«Поэтическая палитра Березников».
Творческий проект.
«Город моей мечты». Выставка
творческих работ.
Исследовательские
работы,
рефераты, проекты.
Итоговое занятие.
Всего часов

1

Практика

1

1

1

1

1

1
3
1

1
1

1

1

2
1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1
4

1
2

2

3

1

2

6

3

3

2
34

1
12

1
22

2-ой год обучения, 6 класс
№п/п Наименование тем

Всего
часов

В том числе
Теория

1

2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17

Знакомство с работой кружка.
Правила безопасности и поведения во
время занятий.
Цвет. Основы цветоведения.
Упражнения.
Графика. Изображение дерева.
Художники города Березники.
«Моя школа». Выставка работ.
Памятники, посвящённые Великой
Отечественной войне.
Составление композиции ко Дню
Матери. Открытки.
«Наша армия». Рисование на тему.
«Новогодний
сувенир».
Изготовление
украшений
для
праздника.
«Новогодний
сувенир».
Эскиз
плаката, открытки.
«Галерея творческих профессий».
Составление композиций.
«Галерея творческих профессий».
Цветовое решение.
«Весенняя палитра». Составление
композиции.
«Весенняя
палитра».
Цветовое
решение.
«Весенняя
палитра».
Выставка
творческих работ.
Исследовательские
работы,
рефераты, проекты.
Итоговое занятие
Всего часов

1

Практика

1

1

1

1
1
3
1

1
1
3
1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

3

3

13
1
34

6

7

9

1
25

3-ий год обучения, 7 класс
№п/п Наименование тем

Всего
часов

В том числе
Теория

1

2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

Знакомство с работой кружка.
Правила безопасности и поведения во
время занятий.
Цвет. Основы цветоведения.
Упражнения.
Графика. Изображение животных.
Художники города Березники.
«Моя школа». Выставка работ.
Памятники, посвящённые Великой
Отечественной войне.
Составление композиции ко Дню
Матери. Открытки.
«Наша армия». Рисование на тему.
«Новогодний
сувенир».
Изготовление
украшений
к
празднику.
«Новогодний книжный бал».
Иллюстрация к произведению.
«Галерея творческих профессий».
Составление композиции.
«Галерея творческих профессий».
Цветовое решение.
«Поэтическая палитра Березников».
Рисование на тему.
«Поэтическая палитра Березников».
Цветовое решение.
«Поэтическая палитра Березников».
Выставка творческих работ.
«Знай правила дорожного движения».
Конкурс плакатов.
Исследовательские
работы,
рефераты, проекты.
Итоговое занятие
Всего часов

1

Практика

1

1

1

1
1
3
1

1
1
3
1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

3

1

2

11

5

6

9

1
25

1
34

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Алехин А.Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1994.
• Башаева Т.В. Развитие восприятия удетей. Форма, цвет, звук.Ярославль: Академия развития, 1998.
• Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. -М.,1990
• Неменский

Б.М. Педагогика

искусства /

Б.М. Неменский.-М.:

Просвещение, 2007.
• Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.,
Просвещение, 2006
• Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.Обнинск: Титул,1998.
• Сокольникова Н.М.Основы рисунка.Ч1.- Обнинск: Титул,1998.
• Сокольникова Н.М.Основы композиции.Ч2.- Обнинск: Титул,1998.
• Сокольникова Н.М.Основы живописи.Ч3- Обнинск: Титул,1998.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».