КУРС внеурочной деятельности Физика в расчетных и экспериментальных задачах_9

Пояснительная записка
Последние годы у учащихся наблюдается низкая мотивация изучения
естественнонаучных дисциплин и, как следствие, падение качества
образования. Цифровое учебное оборудование позволяет учащимся
ознакомиться с современными методами исследования, применяемыми в
науке, а учителю — применять на практике современные педагогические
технологии. Поэтому главной составляющей комплекта «Школьного
Кванториума» являются цифровые лаборатории.
Эксперимент является источником знаний и критерием их истинности
в науке. Концепция современного образования подразумевает, что в учебном
эксперименте
ведущую
роль
должен
занять
самостоятельный
исследовательский
ученический
эксперимент.
Современные
экспериментальные исследования по физике уже трудно представить без
использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных
приборов. В Федеральном государственном образовательном стандарте
(далее — ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий
(далее — УУД), приобретаемых учащимися, должно стать умение
«проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и
косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых
измерительных приборов». Учебный эксперимент по физике, проводимый на
традиционном оборудовании (без применения цифровых лабораторий), не
может в полной мере обеспечить решение всех образовательных задач в
современной школе. С помощью цифровой лаборатории можно проводить
длительный эксперимент даже в отсутствии экспериментатора. При этом
измеряемые данные и результаты их обработки отображаются
непосредственно на экране компьютера.
Программа разработана для учеников 9 класса, 1 час в неделю, 34 часа
в год.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования, в соответствии с рабочей программой воспитания, планом
внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 2.
Цель курса внеурочной деятельности: Повышение качества обучения
через усиление заинтересованности учащихся при изучении физики

Задачи:
1) овладеть методами научного познания и методами исследования объектов
и явлений природы;
2) сформировать у обучающихся умения наблюдать природные явления и
выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования
с использованием цифровых лабораторий
3)
развитие мышления, прежде всего, и формирование системного
мышления, подготовку к ОГЭ по физике
4) понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной
информации,
ценности
науки
для
удовлетворения
бытовых,
производственных и культурных потребностей человека.
В процессе формирования экспериментальных умений по физике
учащийся учится представлять информацию об исследовании в четырёх
видах:
• в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель
эксперимента, фиксировать внимание на измеряемых физических величинах,
терминологии;
• в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения
графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о
масштабах величин);
• в графическом: строить графики по табличным данным, что позволяет
перейти к выдвижению гипотез о характере зависимости между физическими
величинами (при этом учитель показывает преимущество в визуализации
зависимостей между величинами, наглядность и многомерность);
• в аналитическом (в виде математических уравнений): приводить
математическое описание взаимосвязи физических величин, математическое
обобщение полученных результатов.
Формы организации деятельности – учебные исследования, лабораторные
практикумы, практикумы по решению задач, групповая и парная работа,
защита мини-проектов
СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)
ТЕМА 1. КИНЕМАТИКА – 7 ЧАСОВ.
Способы описания механического движения. Система отсчета.
Прямолинейное движение. Прямолинейное равномерное движение по
плоскости. Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном

движении по плоскости. Относительность движения. Сложение движений.
Принцип независимости движений.
Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к
горизонту. Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период
и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по
окружности.
Лабораторные работы:
Изучение движения свободно падающего тела.
Изучение движения по окружности.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Определение скорости равномерного движения при использовании
тренажера «беговая дорожка».
Историческая реконструкция опытов Галилея по определению
ускорения свободного падения тел.
Принципы работы приборов для измерения скоростей и ускорений.
Применение свободного падения для измерения реакции человека.
.
Формы
организации
деятельности
–
классно-урочная,
регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернетсайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач,
обсуждение способов решения
ТЕМА 2. ДИНАМИКА – 8 ЧАСОВ.
Инерциальные системы отсчета. Сила. Законы Ньютона. Движение тела
под действием нескольких сил. Движение системы связанных тел. Динамика
равномерного движения материальной точки по окружности.
Классы сил. Закон всемирного тяготения. Движение планет.
Искусственные спутники. Солнечная система. История развития
представлений о Вселенной. Строение и эволюция Вселенной.
Лабораторные работы:
Измерение массы тела с использованием векторного разложения силы.
Изучение кинематики и динамики равноускоренного движения (на
примере машины Атвуда).
Изучение трения скольжения.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Историческая реконструкция опытов Кулона и Амонтона по
определению величины силы трения скольжения.
Первые искусственные спутники Земли.

Как отличаются механические процессы на Земле от механических
процессов в космосе?
Тела Солнечной системы.
Открытия на кончике пера.
Формы
организации
деятельности
–
классно-урочная,
регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернетсайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач,
обсуждение способов решения
ТЕМА 3. ИМПУЛЬС. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА – 3
ЧАСА
Импульс. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон
сохранения импульса.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Реактивное движение в природе.
Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса.
Формы
организации
деятельности
–
классно-урочная,
регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернетсайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач,
обсуждение способов решения
ТЕМА 4. МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕХАНИЧЕСКАЯ
ЭНЕРГИЯ. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ – 2
ЧАСА.
Механическая работа, мощность. Кинетическая и потенциальная
энергии. Механическая энергия системы тел. Изменение механической
энергии. Закон сохранения механической энергии.
Лабораторные работы:
Вычисление работы силы.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Определение средней мощности человека за сутки.
Расчет изменения механической энергии баскетбольного мяча за дин
удар/серию ударов и графическое представление зависимости изменения
энергии от количества ударов.
Экспериментальные задачи на использование закона сохранения
энергии.
Формы
организации
деятельности
–
классно-урочная,
регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернетсайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач,
обсуждение способов решения
ТЕМА 5. СТАТИКА – 2 ЧАСА.
Равновесие тела. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Простые механизмы.
Лабораторные работы:
Определение центров масс различных тел (три способа).
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до
небоскреба.
Исследование конструкции велосипеда.
Формы
организации
деятельности
–
классно-урочная,
регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернетсайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач,
обсуждение способов решения
ТЕМА 6. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 3 ЧАСА.
Механические колебания. Преобразование энергии при механических
колебаниях. Математический и пружинный маятники. Свободные,
затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.
Механические волны. Длина и скорость волны. Звук.
Лабораторные работы:
Изучение колебаний нитяного маятника.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Струнные музыкальные инструменты.
Колебательные системы в природе и технике.
Формы
организации
деятельности
–
классно-урочная,
регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернетсайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач,
обсуждение способов решения
ТЕМА 7. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 2
ЧАСА.
Переменный электрический ток. Колебательный контур. Вынужденные
и свободные ЭМ колебания.
ЭМ волны и их свойства.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Принципы радиосвязи и телевидения.

Влияние ЭМ излучений на живые организмы.
Изготовление установки для демонстрации опытов по ЭМИ.
Электромагнитное излучение СВЧ-печи.
Историческая реконструкция опытов Ампера.
Формы
организации
деятельности
–
классно-урочная,
регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернетсайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач,
обсуждение способов решения.
ТЕМА 8. ОПТИКА – 4 ЧАСА.
Источники
света.
Действия
света.
Закон
прямолинейного
распространения света. Закон отражения света. Построение изображений в
плоском зеркале.
Закон преломления света на плоской границе двух однородных
прозрачных сред. Преломление света в призме. Дисперсия света. Явление
полного внутреннего отражения. Линзы. Тонкие линзы. Построение
изображений, создаваемых тонкими линзами. Глаз и зрение. Оптические
приборы.
Лабораторные работы:
Экспериментальная проверка закона отражения света.
Измерение показателя преломления воды.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
История исследования световых явлений.
Историческая реконструкция телескопа Галилея.
Изготовление калейдоскопа.
Формы
организации
деятельности
–
классно-урочная,
регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернетсайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач,
обсуждение способов решения
ТЕМА 9. ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА – 3 ЧАСА.
Строение атома. Поглощение и испускание света атомами. Оптические
спектры.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Строение атомного
ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных
ядер. Закон радиоактивного распада. Альфа- и бета-распады. Правила
смещения.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.
Источники энергии Солнца и звезд.
Регистрация ядерных излучений. Влияние радиоактивных излучений на
живые организмы. Дозиметрия. Экологические проблемы ядерной
энергетики.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
История изучения атома.
Измерение КПД солнечной батареи.
Невидимые излучения в спектре нагретых тел.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
личностных результатов:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей;
убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к
физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
мотивация
образовательной
деятельности
на
основе
личностно
ориентированного подхода;
формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к авторам
открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
метапредметных результатов:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение

универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез,
разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в
нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации
с использованием различных источников и новых информационных
технологий для решения познавательных задач;
Регулятивные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
регулятивных УУД.
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
познавательных УУД.
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

(индуктивное,

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Смысловое чтение.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
предметных результатов:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных
явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать
физические задачи на применение полученных знаний;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Название темы

Количество
часов
Кинематика
7
Динамика
8
Импульс. Закон сохранения импульса
3
Механическая работа. Механическая энергия. Закон 2
сохранения механической энергии
Статика
2
Механические колебания и волны
5
Оптика
4
Физика атома и атомного ядра
3
34 часа
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

№

Тема

1

Введение.
Способы
описания
механического
движения
как
способы
описания функциональных
зависимостей.

2

Вывод формулы изменения
Прямолинейное
координаты. Работа в малых
равномерное движение по
группах над алгоритмом
плоскости? Смотря из какой
решения задач по указанной
точки наблюдать…
теме.

3

Относительность движения.
Сложение
движений.
Принцип
независимости
движений.

4

Лабораторные
работы:
«Изучение
движения
свободно падающего тела»,
«Изучение движения тела по

Содержание

ЦОР
Обсуждение статьи сайта http://classwww. elementy.ruо способах fizika.narod.ru/09_class.ht
описания
движения. m
Демонстрация
цифровой http://class-fizik.ru/375лаборатории
cl9pd.html
http://classfizika.narod.ru/09_class.ht
m

http://class-fizik.ru/375cl9pd.html
Работа в малых группах над http://classсозданием
алгоритма fizika.narod.ru/09_class.ht
решения качественных и m
расчетных задач по теме
«Моя
задача
на http://class-fizik.ru/375относительность движения» cl9pd.html
Выполнение практических http://classработ в малых группах, fizika.narod.ru/09_class.ht
презентация и обсуждение m
результатов

5

окружности»

http://class-fizik.ru/375cl9pd.html

Работа в малых группах над
созданием
алгоритма
решения расчетных задач на
Как
и
куда
полетела
составление авторских задач
вишневая косточка? Расчет
по теме «Моя задача на
траектории движения тел
расчет
движения
тела,
брошенного под углом к
горизонту»

http://classfizika.narod.ru/09_class.ht
m
http://class-fizik.ru/375cl9pd.html

http://schoolcollection.edu.ru

6

Историческая
Выполнение практических
реконструкция
опытов работ в малых группах, http://experiment.edu.ru
Галилея по определению презентация и обсуждение
http://www.fizika.ru
ускорения g.
результатов

7

Определение
скорости
равномерного движения при
использовании
тренажера
«беговая дорожка».
Принципы работы приборов
для измерения скоростей и
ускорений.

8

9

10

11

Сила воли, сила убеждения
или сила – физическая
величина?

Лабораторная работа:
«Измерение массы тела с
использованием векторного
разложения силы»

Движение
тела
под
действием нескольких сил

Движение
связанных тел

системы

http://schoolОбсуждение презентаций и collection.edu.ru
результатов
проектных
работ
учащихся
по http://experiment.edu.ru
предложенной
тематике.
Решение заданий ОГЭ по http://www.fizika.ru
кинематике.
Чтение и обсуждение текста
статьи
сайта
www.
elementy.ru
о
классах
сил. Обсуждение
произведений классической
литературы,
в
которых
описываются
различные
силы.
Практическая
работа
в
малых группах, решение
задачи в общем виде,
предсказание результата и
его
проверка
опытным
путем, расчет погрешности
прямых
и
косвенных
измерений.
Работа в малых группах над
созданием
алгоритма
решения качественных и
расчетных
задач;
составление авторских задач
по теме «Моя задача на
применение
законов
Ньютона»
Работа в малых группах над
отработкой
алгоритма

http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://www.fizika.ru

http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://www.fizika.ru

http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://www.fizika.ru

http://school-

12

13

14

15

Лабораторные работы:
«Изучение кинематики и
динамики равноускоренного
движения (машина Атвуда)»,
«Изучение
трения
скольжения»

Динамика
равномерного
движения
материальной
точки по окружности.

История
развития
представлений о Вселенной.
Солнечная
система.
Движение
планети
их
спутников.Строение
и
эволюция Вселенной.

Открытия на кончике пера.
Первые
искусственные
спутники Земли.

16

Как вы яхту назовете…

17

Реактивное

движение

решения
задач
на collection.edu.ru
применение
законов
Ньютона. Составление и http://experiment.edu.ru
решение авторских задач по
http://www.fizika.ru
теме: «Моя задача на
применение
законов
Ньютона»
http://schoolПрактическая
работа
в collection.edu.ru
малых
группах,
расчет
погрешности прямых и http://experiment.edu.ru
косвенных
измерений.
Презентация и обсуждение http://www.fizika.ru
результатов работ.
Работа в малых группах над
отработкой
алгоритма
решения
задач
на
применение
законов
Ньютона. Составление и
решение авторских задач по
теме: «Моя задача на
применение
законов
Ньютона»
Обсуждение докладов и
презентаций учащихся на
тему: «История развития
представлений
о
Вселенной».
Изучение
расположения и движения
планет с помощью моделителлурия.
Работа в малых группах над
отработкой
алгоритма
решения
задач
на
применение
закона
всемирного
тяготения.
Составление и решение
авторских задач по теме:
«Моя задача на применение
ЗВТ»
Чтение и обсуждение статьи
сайта www. elementy.ru о
замкнутых
системах
и
законе
сохранения
импульса.
Изучение
и
анализ
иллюстративного
материала
на
примере
мультфильма
«Приключения
капитана
Врунгеля»

в Обсуждение

докладов

http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://www.fizika.ru

http://classfizika.narod.ru/09_class.ht
m
http://class-fizik.ru/375cl9pd.html
http://schoolcollection.edu.ru
http://classfizika.narod.ru/09_class.ht
m
http://class-fizik.ru/375cl9pd.html
http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

и http://experiment.edu.ru

природе.

18

Расследование
ДТП
с
помощью закона сохранения
импульса

19

Определение
средней
мощности человека за сутки.

20

Расчет
изменения
механической
энергии
баскетбольного мяча за дин
удар/серию
ударов
и
графическое представление
зависимости
изменения
энергии
от
количества
ударов

21

22

23

24

25

презентаций учащихся на
тему: «Реактивное движение
в природе».
Работа в малых группах над
алгоритмом решения задач
по указанной теме (на
примере видеоматериалов из
интернета)
Решение
экспериментальных задач.
Выполнение практической
работы в малых группах,
обсуждение результатов.
Практическая
работа
в
малых
группах,
расчет
погрешности прямых и
косвенных
измерений.
Построение
графика
зависимости
изменения
энергии
от
количества
ударов.
Презентация
и
обсуждение
результатов
работ.

Решение
Лабораторная работа:
экспериментальных задач.
«Определение центров масс
Выполнение практической
различных
тел
(три
работы в малых группах,
способа)»
обсуждение результатов.
Обсуждение докладов и
презентаций учащихся на
тему: «Применение простых
Применение
простых механизмов в технике».
механизмов в строительстве: Изучение
и
анализ
от землянки до небоскреба иллюстративного материала
на примере мультфильмов
«Чебурашка и Гена строят
дом», «Мадагаскар»
Чтение и обсуждение статьи
сайта www. elementy.ru о
видах
колебаний
и
Виды маятников и их
маятников.
Изучение
и
колебаний.
анализ
результатов
экспериментов
с
маятниками.
Работа в малых группах над
алгоритмом решения задач
Что переносит волна?
по указанной теме (на
примере видеоматериалов из
интернета)
Колебательные системы в Обсуждение докладов и
природе и технике
презентаций учащихся на

http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru

26

Экспериментальная
проверка свойств ЭМ волн.

27

Исследование
электромагнитного
излучения СВЧ-печи

28

Как исследовали световые
явления и как их исследуют
теперь.
Изготовление
модели калейдоскопа.

29

30

31

32

Экспериментальная
проверка закона отражения
света.

Лабораторная работа:
«Измерение
показателя
преломления воды»

Как отличаются показатели
преломления
цветного
стекла

тему:«Колебательные
системы в природе и
технике».
Решение
экспериментальных задач.
Выполнение практической
работы в малых группах,
обсуждение результатов.
Решение
экспериментальных задач.
Выполнение практической
работы в малых группах,
обсуждение результатов.
Обсуждение докладов и
презентаций учащихся на
тему:«Исследование
световых явлений». Работа в
малых группах над моделью
калейдоскопа.
Решение
экспериментальных
задач
(создание
установки).
Выполнение практической
работы в малых группах,
обсуждение результатов.
Решение
экспериментальных задач.
Выполнение практической
работы в малых группах,
обсуждение результатов.
Работа в малых группах.
Решение
экспериментальных задач,
обсуждение
результатов,
построение
графической
зависимости
показателя
преломления света от его
частоты.

http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

http://classРадиоактивность.
Виды Современные
методы fizika.narod.ru/09_class.ht
излучений.
Методы изучения излучений. Работа m
регистрации излучений
с дозиметром радиации

33

Ядерные реакции.

34

Влияние
излучений
организмы

Решение
экспериментальных задач.

http://classfizika.narod.ru/09_class.ht
m

Обсуждение докладов и http://classрадиоактивных
презентаций учащихся на fizika.narod.ru/09_class.ht
на
живые
тему «Радиация вредная и m
полезная».

9
Информационно – методическое обеспечение курса
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение,
2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).
2. Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.
3. Хочу быть Кулибиным. Эльшанский И.И. – М. : РИЦ МКД, 2002.
4. Физика для увлеченных. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А.– Ростов
н/Д.: «Феникс», 2005.
5. Как стать ученым. Занятия по физике для старшеклассников. А.В.
Хуторский, Л.Н. Хуторский, И.С. Маслов. – М. : Глобус, 2008.
Интернет-ресурсы
http://class-fizika.narod.ru/09_class.htm
http://class-fizik.ru/375-cl9pd.html
http://school-collection.edu.ru
http://experiment.edu.ru
http://www.fizika.ru
http://www.gomulina.orc.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».