КУРС внеурочной деятельности Музейные уроки_1-11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начало 21 века является непростым временем для России – это и
постоянные реформы, сотрясающие как всю страну, так и систему
образования, и ускоряющиеся темпы развития общества и переход к новому,
информационному уровню. Фактором стабилизации развития страны
должно стать образование.
Школьный музей, являясь частью открытого образовательного
пространства, призван быть координатором гражданско-патриотической
деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между
школой
и
другими
учреждениями
культуры,
общественными
организациями.
Школа № 2 находиться в исторической части города, что позволяет
использовать в воспитательной работе с учащимися городские культурноспортивные учреждения, которые недалеко расположены от школы и с ними
установлены многолетние, прочные связи сотрудничества.
Музей – центр гражданско-патриотического воспитания и поисковоисследовательской работы в школе. Он от простой созерцательной
экскурсии может «продвигать» ребенка к осмыслению более серьезных
вопросов и проблем, как родного города, края, так и истории, культуры,
науки целом страны.
Главная задача школьного музея в пополнении исторических знаний и
в привитии навыков исторического мышления различным возрастным
категориям учащихся (младшие школьники, основная старшая школа) с
помощью музейной педагогики.
Центром гражданско-патриотического воспитания стал школьный музей.
Он от простой созерцательной экскурсии может «продвигать» ребенка к
осмыслению более серьезных вопросов и проблем, как родного края, города,
области, так и истории, культуры, науки, в целом страны.
Таким образом, школа должна создать условия для воспитания у
своих учащихся качеств патриота и гражданина,
вести определённую
работу по возрождению национального достоинства русского человека,
гордиться и с честью нести почетное звание «Горьковчанин».
В школе разработана Программа «Равнение на героев», которая
рассчитана для учащихся 1 – 11 классов, обучающихся в МАОУ СОШ № 2.
Программа разработана в соответствии
с Краевой программой
«Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2017 – 2024 годы»
- «Духовность и патриотизм» и Программой воспитания МАОУ СОШ № 2

Программа определяет основные пути развития патриотического
воспитания учащихся, её основные составляющие, которые позволят создать
условия для формирования личности с высоким нравственным и духовным
потенциалом. При этом учитываются современные тенденции развития
нашего общества в целом, а также проблемы и реалии конкретного
микрорайона, в котором расположена школа и проживают её ученики.
• внеклассная работа с учащимися в рамках ФГОС;
• увековечивание памяти участников Великой Отечественной войны и
тружеников тыла;
• привлечение детей к поисковой работе;
• проведение акций, праздников к памятным датам;
• гражданско - патриотическая работа с детьми;
• сохранение традиций школы.
Главная задача школьного музея в пополнении исторических знаний и в
привитии навыков исторического мышления различным возрастным
категориям учащихся.
Школьный музей является центром поисково- исследовательской работы.
Поисково-исследовательская деятельность учащихся школы направлена на
изучение истории школы, города и сохранении ее, истории Верхнекамья,
жизни простых и замечательных людей.
Мы поставили перед собой ряд вопросов:
- Как сделать так, чтобы наш музей стал настоящим центром гражданскопатриотического воспитания и пропагандой материалов, имеющих
познавательную и научно- познавательную ценность?
Цель: Создание условий для развития и совершенствования системы
патриотического воспитания.
Задачи:
Формировать духовно-нравственную культуру учащихся.
Создать условия для сохранения и укрепления здоровья.
Привлекать родителей к внеклассной работе.
Продолжить работу по развитию доброжелательных отношений в
коллективе учащихся.
5. Сохранять традиции школы и связь поколений.
1.
2.
3.
4.

Наш музей был открыт 8 мая 1975 года, профиль музея – исторический.
Методическая работа в школьном музее:
1. Основы музееведения.
2. Мастер – класс для экскурсоводов.
3. Поисково- исследовательская деятельность по истории госпиталя и
школы.
4. Связь научного и школьного краеведения.
Сохраняя традиции школы и связь поколений продолжить работу по
созданию программы «Школа – музей»:
1.Работа творческой группы (ветераны педагогического труда, учителя
школы, выпускники, родители и учащиеся);
2. Проведение поисково-исследовательской деятельности по сбору
материалов из истории школы: (воспоминания учителей, выпускников
школы о создании кабинетов и их расположении);
3. Разбор фотоматериалов школьного архива, связанных с историей
создания кабинетов;
4.Создание новых презентаций для музейных уроков;
5. Проведение музейных уроков для обучающихся 1 – 11 классов
Формы организации занятий:
1.
Встречи с ветеранами войны и труда
2.
Уроки мужества
3.
Месячник гражданско-патриотического воспитания
4.
Конкурсы рисунков, плакатов
5.
Смотр инсценированной песни, смотр строя и песни
6.
Участие в научно-практических конференциях с работами по
краеведению и истории школы
7.
В городском конкурсе «Музейный калейдоскоп»
8.
В городском слете «Гражданско-патриотического воспитания» секция
«Предметы опаленные войной»
9.
Поздравления ветеранам педагогического труда, медицинским сестрам
госпиталя № 3129, ветеранам войны микрорайона школы.
10. Лекторская группа, тематика лекций к знаменательным датам страны,
города, об истории школы.
Школьный музей посещают обучающиеся дети с первого по
одиннадцатый классы:
Первая неделя месяца 1 – 4 классы (по согласованию с завучем начальных
классов);

Вторая неделя месяца 5 – 6 классы (по согласованию с классными
руководителями, диспетчером по расписанию);
Третья неделя месяца 7 – 8 классы (по согласованию с классными
руководителями, диспетчером по расписанию);
Четвертая неделя месяца 9 – 11 классы (по согласованию с классными
руководителями, диспетчером по расписанию);
За проведение музейных уроков, экскурсий по школе отвечает руководитель
школьного музея.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. «Школа – госпиталь 1941 – 1948 гг.»
2. «Они ушли на фронт со школьной скамьи»
3. «Подвиг Веры Бирюковой»
4. «Летопись школы»
5. «Первые выпускники и их судьбы»
6. «Ими годится наша школа»
7. «Защитник России – выпускник школы Игорь Чижов»
8. «История детских общественных организаций школы»
9. «История школы в истории города, страны»
10. «Солдаты войны – учителя нашей школы»
11. «Комсомольская семья нашей школы» к 100-летию ВЛКСМ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«МУЗЕЙНЫЕ УРОКИ»

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

В результате реализации программы ожидается, что:
- появится интерес к изучению истории своего края;
- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности,
навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и
другими историческими и литературными источниками;
- учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической
направленности.
Показателями эффективности достижения планируемых результатов
освоения обучающимися программы являются:
- уровень сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к
Родине, интерес к истории, культуре своего края;
-компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных
источников информации;
-компетентность в сфере музейной деятельности;

-результаты участия в краеведческих конференциях, конкурсах
исследовательских работ, массовых мероприятиях.
Личностные и метапредметные результаты распределяются по трём
уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учащимся социальных знаний
о ситуации межличностного взаимодействия; овладение способами
самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в
различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной
жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека
в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов
воздействия, понимания партнёра.
Второй уровень результатов — получение учащимся опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Третий
уровень
результатов
—
получение
учащимся
опыта
самостоятельного общественного действия — включает освоение способов
решения задач по привлечению организационных и финансовых
возможностей для реализации проекта, для этого подросток овладевает
инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров,
выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов
зрительской
аудитории,
использование
различных
способов
информирования). Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие учащегося с социальными субъектами за
пределами школы, в открытой общественной среде.
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- формирование потребности сохранить для других поколений исторические,
материальные, художественные и культурные ценности.

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность.
Регулятивные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность - учебную, общественную;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умения сравнивать свой образ жизни с образом жизни
людей, живших в другом времени или в другом географическом
пространстве;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией,
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
- формирование теоретических знаний и практических умений в области
истории и культуры родного края;
- развитие умений работать с источниками разных типов: как с
вещественными, так и с письменными, устными и информационными
источниками;
- развитие умений описывать конкретные экспонаты и события, заниматься
самостоятельным исследовательским поиском, находить и осуществлять
отбор нужной информации;
- развитие умений находить причины и следствия событий, происходящих в
историко-географическом пространстве;
-формирование навыков самостоятельного творческого поиска.
Коммуникативные:
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, наблюдать,
описывать, строить тексты, отвечать на вопросы.

- использовать речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематика экскурсий:
1.
Школа – госпиталь № 3129.
2.
Подвиг Веры Бирюковой.
3.
Учителя и учащиеся нашей школы на фронтах ВОВ.
4.
Фронтовой путь выпускника нашей школы Санникова Д.П.
5.
Ими гордится школа.
6.
История школы в истории города.
7.
Летопись школы.
8.
История школы в истории кабинетов нашей школы.
9.
Город, в котором ты живешь!
10. Улицы нашего города
11. История детских общественных организаций нашей школы.
12. Защитник России – выпускник школы Чижов И.Ю.
13. Детские общественные организации
14. Женская школа
15. Трудовая политехническая школа
16.
Снайперы из Березников (о девушке – снайпере Центральной
женской школы снайперов – Любе Бесединой)
17. Березники – «город химии на Каме»
18. Герои Советского Союза – наши земляки
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЦОР:
• Экспозиции школьного музея
• Каталог экскурсионных программ школьного музея
• Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/museum/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».