РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Портфолио ученика_5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы. Личностные
результаты предполагают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
способность ставить цели и строить жизненные планы. Метапредметные
результаты
предполагают
самостоятельность
планирования
и
осуществления учебной деятельности..., построение индивидуальной
образовательной траектории.
Технология «Портфолио» помогает формированию у учащихся этих
значимых компетенций. С помощью портфолио решаются такие задачи
образования как формирование умения учиться (ставить цели, планировать
и организовывать свою деятельность); расширяются возможности
самоорганизации и самооценки; развиваются навыки рефлексивной,
оценочной деятельности.
Рабочая программа учебного курса «Портфолио ученика» для
обучающихся 5-х классов составлена на основе:
- требований ФГОС ООО к результатам освоения основной
образовательной программы ООО (пр. Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287);
- Программы формирования УУД у обучающихся и рабочей
программы воспитания школы
Рабочая программа учебного курса «Портфолио ученика» может
быть реализована как в рамках части учебного плана формируемой
участниками образовательных отношений, так и в рамках внеурочной
деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего
34 часа на 1 год обучения.
Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр,
дискуссий, диспутов и т. п., самостоятельную работу учащегося и
индивидуальную работу с педагогом. К работе с портфолио привлекаются
родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования,
психолог. Курирует работу классный руководитель. Важно помнить, что в
5-ом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением
портфолио, без помощи взрослых ему не обойтись. Но по мере того, как он
взрослеет эта помощь сводится к минимуму, и начиная с 7 класса носит
преимущественно самостоятельный характер.

При организации работы с ученическим портфолио, в его структуру
кроме традиционных разделов («Мой портрет», «Мои достижения», «Мои
работы» и т.п.) начиная с 5 класса мы предлагаем ввести раздел «Карта
краткосрочных и долгосрочных планов образования (личного развития»).
Долгосрочным планированием для учащихся является планирование на
учебный год, краткосрочным периодом – учебная четверть. Здесь
учащиеся формулируют главную задачу на учебный год (четверть) – «Чего
я хочу добиться к концу учебного года? (учебной четверти?)», планируют
свою деятельность по достижению цели – «Что собираюсь для этого
сделать?». По итогам каждого краткосрочного периода планирования
происходит рефлексия, самооценка результатов деятельности – «Из
запланированного мне удалось выполнить …», «Невыполнимым
оказалось.., потому что…». По итогам рефлексии идет коррекция
деятельности на следующий краткосрочный период. Самоанализ
результатов деятельности в конце учебного года дополняется
высказываниями: «В этом учебном году для меня самым значимым и
запоминающимся было…», «Мои представления о себе за прошедший год
изменились…», «Мои планы на следующий учебный год…».
Первые занятия по целеполаганию при работе с портфолио
рекомендуется проводить совместно с педагогом-психологом. Эти занятия
могут быть организованы в виде игровых тренингов. Цели учащиеся могут
ставить не только образовательные, но и личностно значимые (достижение
спортивных или творческих успехов, развитие личных качеств,
приобретение умений и т.п.).
Опыт работы по целеполаганию в режиме портфолио показывает,
что учебная и внеучебная деятельность учащихся становится более
осмысленной, целенаправленной и организованной, что способствует в
дальнейшем
формированию
умения
строить
индивидуальную
образовательную траекторию.
Цель
реализации
программы:
создание
индивидуального
образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в
котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.
Основные задачи программы:
•
создать эмоционально-комфортную образовательную среду;
•
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
•
изучить интересы, потребности и склонности учащихся;

•
изучить возможности учащихся: способность к общению и
саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;
•
информировать учащихся и их родителей о различных вариантах
выбора образовательного маршрута;
•
способствовать формированию и развитию у учащихся навыков
самостоятельного и осознанного принятия решения.
Формы организации занятий: групповые и индивидуальные занятия,
консультации, тренинги, самостоятельная работа, проектная работа,
презентации, конкурсы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Структура портфолио. Правила оформления портфолио. Целеполагание.
Планирование. Карта краткосрочных и долгосрочных планов образования,
личного развития. Рефлексия. Самооценка результатов деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Метапредметные:
•
умение добывать новые знания;
•
умение перерабатывать информацию; умение анализировать,
синтезировать, классифицировать, обобщать;
•
умение доносить свою позицию до других, владея приёмами
монологической и диалогической речи;
•
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
•
умение договариваться;
•
умение работать в паре, группе, коллективе, индивидуально;
•
умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Личностные:
•
умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха/;
•
развитие морально-этического сознания;
•
формирование основ социально ценных личностных качеств:
трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию
страны, края, города, семьи, класса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

1.

Мое портфолио

2.

Карта краткосрочных и
долгосрочных планов
образования (личного
развития). Карта
академической успешности.
Ярмарка внеурочной
деятельности
Работа с разделами портфолио
Самоанализ результатов по
итогам 1 четверти
Карта краткосрочных планов
образования (личного
развития)
Работа с разделами портфолио
Самоанализ результатов по
итогам 2 четверти
Карта краткосрочных планов
образования (личного
развития)
Работа с разделами портфолио
Самоанализ результатов по
итогам 3 четверти
Карта краткосрочных планов
образования (личного
развития)
Работа с разделами портфолио
Смотр – конкурс «Портфолио
ученика»
Смотр – конкурс «Портфолио
ученика»
Самоанализ результатов по
итогам учебного года

4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.

11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.

Содержание
Структура портфолио.
Правила оформления
портфолио.
Целеполагание,
планирование на 1
четверть
Выбор кружков, секций,
курсов для занятий
Рефлексия, самооценка
результатов деятельности
Целеполагание,
планирование на 2
четверть
Рефлексия, самооценка
результатов деятельности
Целеполагание,
планирование на 3
четверть
Рефлексия, самооценка
результатов деятельности
Целеполагание,
планирование на 4
четверть

Кол-во
часов
2

1

1
4
1
1

4
1
1

4
1
1

1 этап – внутриклассный

4
3

2 этап - общешкольный

3

Рефлексия, самооценка
результатов деятельности

2
34 часов

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
• https://uchportfolio.ru/about - УчПортфолио - крупнейший в России
сайт-конструктор электронных портфолио. Интернет-портал для
педагогов и учащихся России и стран СНГ. Здесь можно создать свое
электронное портфолио, мини-сайт, сообщество, а также делиться
учебными материалами, публиковать статьи, участвовать в
различных обсуждениях. Эти возможности сайта доступны каждому
зарегистрированному пользователю.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».