ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся. Рабочая программа учебного курса «Основы проектной деятельности» (ОПД) для обучающихся 5 – 8 классов составлена на основе: - требований ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы ООО (пр. Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287); - Программы формирования УУД у обучающихся и рабочей программы воспитания школы Рабочая программа учебного курса ОПД может быть реализована как в рамках части учебного плана формируемой участниками образовательных отношений, так и в рамках внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа на 1 год обучения. Программа ориентирована на развитие самостоятельной работы обучающихся, критического и инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный и прикладной интерес. Учебный курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных проектов. Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершенная единица содержания образования. Содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Основные формы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные проекты (исследования), самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция, консультация. Возможные продукты проектной деятельности учащихся: альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация и другие. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Теоретический блок (17 ч.) Модуль 1: От проблемы к цели (10 ч). Исследование и проектирование. Проблемный вопрос. Актуальность. Источники информации. Тема работы. Объект и предмет. Цель и задачи работы. Гипотеза. Методы исследования и проектирования. Модуль 2: Этапы работы над проектом исследованием (7 ч). Планирование. Корректировка плана. Результаты и их обработка. Анализ результатов. Подготовка отчета. Инфографика. Выступление. Практический блок (17 ч). Модуль 3: Планирование работы над проектами. Работа над проектом (исследованием). Реализация проекта. Оформление презентации. Оформление работ, рецензирование. Подготовка к защите работ. Защита проектов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса: -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса: -сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. -сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; -сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; -сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. В результате освоения модулей программы Ученик научится: - определять область своих познавательных интересов; - искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек; -находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта; - определять проблему как противоречие; - формулировать цель и задачи учебного исследования или проекта; - определять продукт учебного проекта и результаты учебного исследования; -предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования. Ученик получит возможность научиться: -планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, релевантные исследуемой проблеме; -использовать такие методы и приёмы, как перебор логических возможностей, моделирование; -использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; -использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; -использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; -целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; -ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; -отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; -осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование тем Кол-во часов I. Теоретический блок (17 ч.) Модуль 1: От проблемы к цели (10 ч.) 1. Исследование и проектирование. Сходства и различия. 1 2. Проблемный вопрос, или Что нового и интересного я могу 1 сказать в выбранной области? 3. Актуальность в моей работе. Как говорить от моего 1 собственного лица? 4. Источники информации и как ими пользоваться. Ссылки и 1 правила цитирования. 5. Как сформулировать тему работы? Откуда взять интересное 1 направление? 6. Объект и предмет работы. 1 7. Что такое цель и как ее поставить 1 8. Откуда берутся задачи? 1 9. Гипотеза и зачем она нужна. 1 10. Что такое методы и методики. Как подобрать метод под мою цель. Модуль 2: Этапы работы над проектом (исследованием) (7 ч.) 1 11. Планирование работы. Ресурсная база и как ее просчитать. 1 12. Корректировка плана в ходе выполнения работы и зачем нужно его корректировать. Что такое собственные результаты и как их обрабатывать. Статистическая обработка данных. Анализ результатов и их обсуждение. 1 Подготовка отчета о работе. Жанры представления результатов (тезисы, статья, компьютерная презентация, постер и др.) Инфографика и как ее делают. 1 17. Подготовка публичной презентации результатов работы. Как я могу понравиться экспертам? II. Практический блок (17 ч.) 1 18. Выбор темы, планирование работы, работа над проектом (исследованием), реализация проектов, подготовка к защите. Защита проектов (исследований) в рамках общешкольных 13 13. 14. 15. 16. 19. 1 1 1 4 конференции «Горьковские чтения», «Парад проектов» Итого: 34. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. https://obuchonok.ru/ «Обученок» - Помощь учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта. 2. https://globallab.org/ru/ Глобальная школьная лаборатория – на данном сайте обучающийся сам может принять участие в исследовательской деятельности. 3. https://onlinetestpad.com/ - бесплатный конструктор, с помощью которого можно создавать разнообразные онлайн-задания: тесты, кроссворды, сканворды, опросы, логические игры, диалоговые тренажёры. Сайт поможет быстро сконструировать запуск проектных задач.