КУРС внеурочной деятельности За страницами учебника информатики_9

Пояснительная записка
Настоящая программа факультатива рассчитана на углубленное обучение
учеников 9 класса по теме «Информационно-коммуникационные технологии», при
этом она включает в себя элементы общей информатики, элементы обработки и
редактирования графической, текстовой и числовой информации с помощью
различных электронных приложений и элементы развития информационно коммуникационной культуры человека.
Программа разработана на основе "Обязательного минимума содержания
основного общего образования РФ”.
Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки
обучаемых:
• базовые знания по информатике;
• владение основными приемами работы в операционной среде Microsoft Windows не
ниже версии -97;
• владение пакетом "Microsoft Office" не ниже версии - 2007.
Целью курса является формирование у обучающихся целостного представления
о глобальном информационном пространстве и принципах получения информации.
Основные задачи программы:
• систематизировать подходы к изучению предмета;
• сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием,
получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации различного типа;
• показать основные приемы эффективного использования информационных ресурсов
Интернет.
Формы организации занятий: практикумы, тренинги, конкурсы, олимпиады
Содержание обучения
Программы и данные
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя
файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами
операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и
удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные
размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография,
запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных.
Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов
средствами операционной системы.
Компьютерные сети
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт.
Структура адресов веб-ресурсов.
Информация – одно из основных понятий современной науки.

Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и
информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной
системой. Измерение информации.
Информационные технологии
Текстовые документы: Текстовые документы и их структурные элементы (страница,
абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания,
редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование
текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками,
моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы,
абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое
форматирование. Структурирование информации с помощью списков и таблиц.
Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Вставка
изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в
текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и
других элементов. Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод
текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование
сервисов Интернета для обработки текста.
Мультимедийные презентации: Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд.
Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки.
Электронные таблицы: Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках
электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные
функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического.
Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма,
круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы. Преобразование
формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений,
отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное
моделирование в электронных таблицах.
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание.
Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных
в других системах счисления. Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в
пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система
счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную
системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из
шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и
обратно.
Элементы математической логики

Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и
составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое
умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое
отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного
высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных
высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений.
Построение таблиц истинности логических выражений. Логические элементы.
Знакомство с логическими основами компьютера.
Алгоритмы и программирование
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления
исполнителем. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде
блок-схемы,
программа).
Алгоритмические
конструкции.
Конструкция
«следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов:
невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых
действий от исходных данных. Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания).
Простые и составные условия. Конструкция «повторения»: циклы с заданным
числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Разработка для
формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при
конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием
циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как
Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере.
Синтаксические и логические ошибки. Отказы.
Моделирование как метод познания
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей.
Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные
модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели
моделируемому объекту и целям моделирования. Граф. Вершина, ребро, путь.
Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица
графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе.
Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе.
Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе. Дерево. Корень,
вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры
использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире

профессий и профессиональных
познавательных интересов;

предпочтений,

с

учётом

устойчивых

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий.
Предметные результаты
1) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
2) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
3) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство
с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
4) формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;

5) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для

решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
6) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.

Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3-4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема – 5 часов
Теоретические основы информатики
Представление и измерение информации
Логика, моделирование
Системы счисления, действия с числами
Решение тестовых заданий
Текстовый процессор Word – 4 часа
Приемы редактирования текста
Вставка рисунка, формулы и других объектов
Формирование таблицы
Создание и использование макросов
Электронные таблицы Excel – 4 часа
Форматирование таблицы
Работа с формулами, адресация, копирование ячеек
Работа с формулами, адресация, копирование ячеек
Создание графиков и диаграмм
Файловая система – 2 часа
Файловая система. Имена файлов. Маски
Поиск файлов в операционной системе
Компьютерные сети – 2 часа
Локальные и глобальные компьютерные сети. Принципы адресации в
сети
Методы поиска информации в Интернете
Презентации – 2 часа
Создание презентаций, вставка объектов
Создание, редактирование, форматирование презентаций
Учебная система программирования КуМир – 11 часов
Среда исполнителя, линейные программы
Ветвление
Циклы
Циклы
Составление программ для исполнителя
Составление программ для исполнителя
Составление программ для исполнителя
Решение тестовых заданий
Решение тестовых заданий
Решение тестовых заданий
Решение тестовых заданий

Цифровые образовательные ресурсы
1. Презентации к занятиям
2. https://inf-oge.sdamgia.ru/ - сайт «Решу ОГЭ» - образовательный портал для
подготовки к ОГЭ
3. https://fipi.ru/ - федеральный институт педагогических измерений
4. https://kpolyakov.spb.ru/ - сайт К. Полякова, раздел «ОГЭ»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».