КУРС внеурочной деятельности Математическая грамотность_5

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2

РАССМОТРЕНО
И РЕКОМЕНДОВАНО
К УТВЕРЖДЕНИЮ

УТВЕРЖДЕНО
Директором МАОУ
СОШ № 2
________________________

Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 2
протокол № 133 от 30.08.2023

И.А.Давыдова
Приказ от 31.08.2023 № 222

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы математической грамотности»
для обучающихся 5 – х классов

Учитель математики
Пластинина Н.А.

г. Березники 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса для обучающихся 5 классов разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования с учётом и современных мировых
требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций
российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и
саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и
положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации.
Программа составлена на основе методических рекомендаций
«ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» по формированию математической
грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка
заданий на цифровой платформе
Согласно плана внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 2 на
изучение курса внеурочной деятельности «Основы математической
грамотности» в 5 классе отводит 1 час в неделю, всего 34 учебных часов.
Цели изучения курса внеурочной деятельности
Цель обучения – формирование математической грамотности
учащихся, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие
интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей
и лучших традиций национальной культуры. Программа нацелена на
развитие
способности
человека
формулировать,
применять
и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Задачи:
1.
распознавать проблемы, возникающие в окружающей
действительности, которые могут быть решены средствами
математики;
2.
формулировать эти проблемы на языке математики;
3.
решать эти проблемы, используя математические факты и
методы;
4.
анализировать использованные методы решения;
5.
интерпретировать полученные результаты с учетом
поставленной проблемы.

Математическая
грамотность как
компонент
предметной
функциональной грамотности включает следующие характеристики :
1. Понимание обучающимся необходимости математических знаний
для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных
ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических
знаний, умений.
2. Способность устанавливать математические отношения и
зависимости, работать с математической информацией: применять
умственные операции, математические методы.
3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность,
контрпример), использование математического языка для решения учебных
задач, построения математических суждений.
Составляющая математической функциональной грамотности —
понимание учеником необходимости математических знаний для решения
учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций
(контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.
Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из
шести групп математических заданий:
1.
Учебные задачи показывающие перспективу их практического
использования в повседневной жизни.
2.
Упражнения,
связанные
с
решением
при
помощи
арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни.
3.
Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с
ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о
геометрических фигурах, их измерении.
4.
Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми
жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
5.
Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе
житейских представлений
6.
Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем,
которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены
средствами математики.
Вторая
составляющая
математической
функциональной
грамотности — способность устанавливать математические отношения и
зависимости, работать с математической информацией: применять
умственные операции, математические методы.
1.
Упражнения на понимание и интерпретацию различных
отношений между математическими понятиями — работа с математическими
объектами.

2.
Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и
обобщение информации о математических объектах — числах, величинах,
геометрических фигурах.
3.
Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок,
оценки величин, на овладение математическими методами для решения
учебных задач.
Третья составляющая математической функциональной грамотности
младших школьников — овладение математическим языком, применение его
для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с
математическими фактами.
Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы
математических заданий.
1.
Задания на понимание и применение математической символики
и терминологии.
2.
Задания, направленные на построение математических суждений
Формы организации занятий:
• Математические игры
• Исследования
• Мини-проекты
• Конкурсы
• Олимпиады
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА внеурочной деятельности
Тема раздела
Содержание раздела
Тема № 1.
Как люди научились считать. Из науки о числах. Из
«Числа»
истории развития арифметики. Почему нашу запись
называют десятичной. Составление числовых выражений.
Действия над натуральными числами. Как свойства
действий помогают вычислять. Приёмы рациональных
вычислений. Логические и традиционные головоломки.
Числовые ребусы.
Тема № 2.
Свойства четных и нечетных чисел. Использование
«Четность»
свойств четности в решении олимпиадных задач.
Изображение фигур, не отрывая карандаша от бумаги и
четность. Использование четности при прохождении
лабиринтов.

Тема № 3.
Задачи со спичками.
«Геометрия
в
Куб. Параллелепипед.
пространстве»
Развертки фигур. Узлы на веревке.
Тема № 4.
Задачи на переливание. Задачи на взвешивание.
«Переливание.
Оплата без сдачи и размена монет.
Взвешивание»
Тема № 5
Верные и неверные утверждения. Логические
«Логические
задачи. Задачи-шутки.
задачи»
Математические фокусы. Математические игры.
Тема № 6
Формулы комбинаторики.
«Элементы
Решение комбинаторных задач.
комбинаторики»
Тема № 7
Рисование фигур на клетчатой бумаге Разрезание
«Геометрия на фигур на равные части.
клетчатой
Игры с пентамино.
бумаге»
Тема № 8
Решение олимпиадных задач различных конкурсов
«Олимпиадные
задачи»
Повторение
Защита мини-проектов
ИТОГО:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Метапредметные и предметные
• уметь работать на уровне узнавания и понимания, на уровне понимания
и применения;
• уметь находить и извлекать математическую информацию в различном
контексте;
• уметь применять математические знания для решения разного рода
проблем
• распознавать
проблемы, которые возникают в окружающей
действительности и могут быть решены средствами математики;
• формулировать эти проблемы на языке математики;
• решать проблемы, используя математические факты и методы;
• анализировать использованные методы решения;
• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной
проблемы;
• формулировать и записывать результаты решения.
Личностные

Уметь:
•
объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
•
строить монологическую письменную речь, участвовать в дискуссиях;
•
создавать команду и работать в команде при осуществлении минипроектов;
•
формировать портфель достижений школьника, принимая участие в
олимпиадах, викторинах
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема раздела

Кол-во
часов

Тема №1. «Числа»
Тема №2. «Четность»
Тема №3. «Геометрия в пространстве»
Тема №4. «Переливание. Взвешивание»
Тема №5 «Логические задачи»
Тема №6 «Элементы комбинаторики»
Тема №7 «Геометрия на клетчатой бумаге»
Тема №8 «Олимпиадные задачи»
Повторение

4
4
4
5
4
2
4
5
2
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА:
1.
И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку».
2.
Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные
задачи».
3.
Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 5
класс».
4.
Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе
математики 5-6 классов».
5.
Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6
классы)».
6.
Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по
математике: 5-е классы».
7.
И.Ф Шарыгин «Наглядная геометрия» 5-6 классы.

Используемые интернет ресурсы:
1.
https://etudes.ru/
2.
http://free-math.ru/
3.
http://www.zaba.ru/
4.
https://mathus.ru/math/
5.
https://skysmart.ru/
6.
https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».