ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы курса обществознания» разработана в соответствии с основной образовательной программой ООО МАОУ СОШ № 2, рабочей программой воспитания, планом внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 2. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы курса обществознания» рассчитана на обучающихся 9-х классов, планирующих продолжать образование в 10-ом классе или учреждениях СПО по профилю обучения «социально-гуманитарный». Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю – всего 34 занятия. Курс «Сложные вопросы курса обществознания» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук: • социологии, • экономической теории, • политологии, • правоведения, • психологии, • этики в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме. Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях Задачи курса: - способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание»; - стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения; - отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера; - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях, - формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; - дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; - развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; - способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; - формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Современное общество. Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества. Социальные конфликты, пути их решения. Тема 2. Человек среди людей. Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речь Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Тема 4. Политика и право. Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество Власть. Роль политики в жизни общества. Правоохранительные органы в Российской федерации. Органы государственной власти Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Тема 5. Духовная жизнь общества. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Итоговое повторение ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Предметные: • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • сущность общества как формы совместной деятельности людей; • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; Метапредметные и личностные: • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); • приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения; • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; • первичного анализа и использования социальной информации; • сознательного неприятия антиобщественного поведения. • ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема Современное общество Человек среди людей. Экономическая сфера жизни общества. Политика и право. Духовная жизнь общества. Итоговое повторение. Количество часов 4 часа 9 часов 8 часов 8 часов 3 часа 2 часа Планирование занятий Номер 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Тема занятия Общество – динамичная саморазвивающаяся система На пути к современной цивилизации. Выполнение тестовых заданий. Глобальные проблемы современности. Составление плана текста. Социальные конфликты и пути их решения. Задания на установление соответствия. Биологическое и социальное в человеке. Выполнение заданий к тексту. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа. Работа с графиками и диаграммами. Особенности подросткового возраста. Решение задач. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Решение тестов. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речь. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Экономика и её роль в жизни общества. Диагностическая работа. Экономические системы. Разбор ситуаций. Анализ выполнения диагностической работы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания на установление соответствия. Предпринимательство. Тесты. Рынок и рыночный механизм. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. Экономические цели и функции государства. Анализ 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33-34 статистических данных. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Тесты. Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование выводов на основе различных видов данных. и т.д. Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Тесты. Правовое государство и гражданское общество. Составление плана текста. Власть. Роль политики в жизни общества. Выполнение заданий к тексту. Органы государственной власти Российской федерации. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. Правоохранительные органы в Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Формы и разновидности культуры. Образование и самообразование. Выполнение итоговой работы. Итоговое повторение ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 1. Основные Internet-адреса: • http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки • http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений • http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ) • http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена http://www.consultant.ru/Официальный сайт компании "КонсультантПлюс" 2. Электронные учебные пособия: • 1С: Школа. Экономика и право,9-11 классы. • Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы. • Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание • Видеохрестоматия "Основы права" • Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс" • Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум" o