КУРС внеурочной деятельности Сложные вопросы курса обществознания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обществознание является интегративным курсом, в котором
содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных
дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии,
психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время
кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные
концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых
идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по
философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии,
политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех
его сфер, институтов и общественных процессов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сложные
вопросы курса обществознания» разработана в соответствии с основной
образовательной программой ООО МАОУ СОШ № 2, рабочей программой
воспитания, планом внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 2.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Сложные
вопросы курса обществознания» рассчитана на обучающихся 9-х классов,
планирующих продолжать образование в 10-ом классе или учреждениях
СПО по профилю обучения «социально-гуманитарный». Занятия проходят во
внеурочное время один раз в неделю – всего 34 занятия.
Курс «Сложные вопросы курса обществознания» для 9 класса основной
школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого
образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных
общественных наук:
• социологии,
• экономической теории,
• политологии,
• правоведения,
• психологии,
• этики
в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной
форме.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых
обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися
курса «Обществознание»;

- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету,
в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для
дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач
познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика,
её социализации в современных условиях,
- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для
школьников младшего и среднего подросткового возраста;
- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей человека и гражданина;
- развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные;
- способствовать становлению социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к
личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению
мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений
для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения
типичных задач в области социальных отношений; для осуществления
гражданской и общественной деятельности, развития межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей
и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику
современного общества как целостной динамично развивающейся системы,
так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической,
политической, духовной подсистем. При этом большое внимание уделяется
практической работе с различными источниками права, с дополнительной
литературой по предмету.

Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные
занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки,
практические занятия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Современное общество.
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.
Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в
процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное
общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство
современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей.
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и
классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы.
Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль
морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества.
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника.
Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав
собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав
собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право.
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы
конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы.
Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества.
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная
культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов
личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Предметные:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание
и значение социальных норм, регулирующих
общественные отношения;
Метапредметные и личностные:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки; человека как социально-деятельное существо; основные
социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке,
выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая
взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа;
социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
• решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности человека;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме,
используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать
в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов
(заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного
выполнения гражданских обязанностей;
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
•

ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Современное общество
Человек среди людей.
Экономическая сфера жизни общества.
Политика и право.
Духовная жизнь общества.
Итоговое повторение.

Количество часов
4 часа
9 часов
8 часов
8 часов
3 часа
2 часа

Планирование занятий
Номер
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16

17
18
19
20

Тема занятия
Общество – динамичная саморазвивающаяся система
На пути к современной цивилизации. Выполнение тестовых
заданий.
Глобальные проблемы современности. Составление плана
текста.
Социальные конфликты и пути их решения. Задания на
установление соответствия.
Биологическое и социальное в человеке. Выполнение
заданий к тексту.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа. Работа с графиками и диаграммами.
Особенности подросткового возраста. Решение задач.
Социальная
структура.
Неравенство
и
социальная
дифференциация. Страты и классы. Решение тестов.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные
ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило
нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь. Выполнение заданий на группировку по
чертам сходства и различия.
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Экономика и её роль в жизни общества. Диагностическая
работа.
Экономические системы. Разбор ситуаций. Анализ
выполнения диагностической работы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия
собственника. Способы приобретения права собственности.
Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и
несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания на
установление соответствия.
Предпринимательство. Тесты.
Рынок и рыночный механизм. Выполнение заданий на
группировку по чертам сходства и различия.
Экономические цели и функции государства. Анализ

21
22
23
24

25
26
27
28

29
30
31
32
33-34

статистических данных.
Неравенство доходов и экономические меры социальной
поддержки. Тесты.
Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование выводов
на основе различных видов данных. и т.д.
Основы Конституционного строя Российской федерации.
Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы.
Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая
культура граждан.
Политический режим. Демократия. Тесты.
Правовое государство и гражданское общество. Составление
плана текста.
Власть. Роль политики в жизни общества. Выполнение
заданий к тексту.
Органы государственной власти Российской федерации.
Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и
различия.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о
несовершеннолетних.
Формы и разновидности культуры.
Образование и самообразование. Выполнение итоговой
работы.
Итоговое повторение

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Основные Internet-адреса:
• http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки
• http://www.fipi.ru –
Портал ФИПИ – Федеральный институт
педагогических измерений
• http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки
ЕГЭ)
• http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал
единого государственного экзамена

http://www.consultant.ru/Официальный
сайт
компании
"КонсультантПлюс"
2. Электронные учебные пособия:
• 1С: Школа. Экономика и право,9-11 классы.
• Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы.
• Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание
• Видеохрестоматия "Основы права"
• Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11
класс"
• Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум"
o


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».