Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе курса «Бизнес и экономика» (Автор программы — И. В. Липсиц) и рассчитан на 34 часа. Целью преподавания курса является формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно подготовить их к самостоятельной предпринимательской деятельности и помочь избежать при этом наиболее типичных ошибок. Задачи преподавания курса: • формирование у учащихся систематизированного представления об основах рациональной организации деятельности в области бизнеса; • осознание ими требований, предъявляемых этим типом деятельности к тем выпускникам школы, которые пожелают выбрать его в качестве сферы своего будущего трудоустройства; • ознакомление с кругом профессий, которые существуют в сфере бизнеса, и примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность специалистов различных профессий в этой сфере; • воспитание навыков организации элементарной предпринимательской деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой сфере деятельности в России. Общая характеристика курса Темы, входящие в разделы курса согласованы с темами, изучающимися в курсах «История», «Обществознание». Курс расширяет знания учащихся, углубляет эти знания и подготавливает их не только к успешной сдачи ЕГЭ, но и успешной реализации себя в жизни. Преимущественно практическая направленность курса диктует необходимость использования различных методических приемов в деятельности. Имеющийся отечественный и зарубежный опыт преподавания позволяет применение следующих способов преподнесения и активизации знаний учащихся с целью формирования у них навыков коммерческого мышления: 1. Проведение установочных занятий (уроков) по темам курса. 2. Домашний разбор публикаций в деловой прессе с целью выработки у учащихся навыков самостоятельного анализа ситуаций, возникающих в сфере бизнеса, и поиска путей их решения. 3. Решение задач на закрепление конкретных прикладных навыков, необходимых предпринимателю. 4. Проведение конкурсов на лучшую идею создания школьной фирмы (лучший бизнес-план). 5. Организация встреч с известными местными предпринимателями, сотрудниками экономических служб местной администрации, представителями налоговой службы. Преподавание всех тем строится на сочетании исторического и современного материала из отечественной действительности, привлекая в качестве примера информацию о деятельности предпринимателей и фирм зарубежных стран. Курс позволяет учащимся оценить свои способности и дает возможность сделать осознанный выбор в жизни. Расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Предназначен для учащихся, планирующих выбирать социально-экономическую профессиональную сферу Форма итогового контроля: исследовательский или бизнес-проект Содержание тем учебного курса Тема 1. Как устроена жизнь Зачем человечеству нужна экономика. Взаимосвязь экономики менеджмента. Основные элементы экономической деятельности. и Тема 2. Что хочет потребитель, или кто такие маркетологи Что такое рынок и как с ним работают маркетологи. За что ответственен маркетолог. Что сулит карьера маркетолога. Тема 3. Менеджеры: как создать великую фирму Главные принципы менеджмента. Что должен помнить и за что отвечает менеджер. Какие бывают менеджеры и сколько они зарабатывают в России. Тема 4. Генеральный директор: генерал от бизнеса Что такое стратегия бизнеса и как ее выбирают генеральные директора. Кто может стать генеральным директором? Тема 5. Финансисты — менеджеры денежных потоков Что такое финансовый менеджмент и почему он так важен в бизнесе. Как финансист смотрит на бизнес. Сколько платят финансовому директору в России. Тема 6. Бухгалтер — специалист по бизнес-математике Кто изобрел бухгалтерский учет. Почему бизнес не может жить без бухгалтеров. Какую карьеру можно избрать с бухгалтерским образованием. Тема 7. Банкиры — владыки мира денег Как и когда в мире появились банки. Как банкиры управляют денежными потоками. Сколько можно заработать в банковском бизнесе. Тема 8. Волшебники торговли Как развивалась торговля и почему без нее не прожить людям. Чем розничная торговля отличается от оптовой. Как сделать карьеру в торговле. Тема 9. На государевой службе Как устроено современное государство. Зачем государству налоги и как оно их собирает. Сколько получает министр в России. Тема 10. Предприниматель — специалист на все руки Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Почему люди становятся предпринимателями. Зачем предпринимателю бизнес-план. Тема 11. Экономика — ворота в мир бизнеса Чем занимаются экономисты. Разумный выбор — как его осуществляют экономисты. Где учат «на экономиста». Тема 12. Введение в мир менеджмента Менеджмент как вид управления. История менеджмента как науки управления. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Профессия менеджер. Качества менеджера. Известные менеджеры XX в. Тема 13. Постановка цели и принятие решений как основы профессии менеджера Значение цели в менеджменте. Постановка, анализ и формулирование цели. Значение цели в самоменеджменте. Принятие решении. Анализ проблемы и выработка решения. Интуитивный и рационально-логический виды принятия решения. Принятие решения в условиях неопределенности. Риск. Природа и характеристика управленческого решения. Тема 14. Планирование как основная функция менеджмента Сущность планирования как функции управления. Этапы планирования. Виды планирования: краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное. Принципы и правила планирования личного времени. Принцип Парето. Тема 15. Мотивация деятельности человека Мотивация и мотивационный процесс. Концепции мотивации: различные подходы к проблеме. Значение индивидуальных и личностных характеристик человека в процессе мотивации. Самопознание и самооценка как основа для менеджмента. Тема 16. Роль коммуникаций в системе управления Общение и коммуникация. Сущность и роль коммуникации в процессе взаимодействия людей. Умение общаться как условие успешного руководства. Конфликты. Причины межличностных конфликтов. Стратегии поведения в конфликте. Тема 17. Этика и этикет менеджера Этика менеджера. Деловой, этикет. Культура поведения. Культура речи. Техника телефонного разговора. Тема 18. Маркетинг: зачем он нужен? Возникновение и эволюция маркетинга Основные этапы эволюции теории и практики маркетинга. Развитие отечественного маркетинга. Маркетинг в XXI в. Тема 19. Основные понятия маркетинга. Комплекс маркетинга Основные понятия маркетинга: нужда, потребность, спрос, товар, обмен, рынок, маркетинг. Комплекс маркетинга: товар, цена, распространение товаров, продвижение товаров. Тема 20. Сегментирование рынка: выбор «своих» потребителей. Позиционирование: создание неповторимого образа товара Понятие о сегментировании рынка. Критерии сегментирования рынка. Выбор целевых сегментов рынка. Создание позиции товара. Стратегии позиционирования. Тема 21. Сбор и анализ маркетинговой информации. Проведение маркетинговых исследований Роль информации в маркетинге. Виды маркетинговой информации. Цели и задачи маркетингового исследования. Методы и инструменты исследования. Этапы проведения маркетингового исследования. Тема 22. Товар: что именно предложить потребителю Понятие современного товара. Классификация товаров. Формирование ассортиментной политики. Способы обновления и расширения товарного ассортимента. Процесс создания нового товара. Товарные марки, упаковка и маркировка. Тема 23. Цена: как правильно ее назначить Понятие цены. Факторы, влияющие на ценообразование. Цели и методы ценно-образования. Система скидок. Тема 24. Распространение: как доставить товар потребителю Каналы распространения товаров. Система транспортировки товаров. Основные виды торговых посредников. Тема 25. Продвижение: как заявить о себе рынку Комплекс продвижения товаров: реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, формирование. Тематический план курса № п/п 1 Учебные темы Бизнес 11 2 Менеджмент 13 8 5 3 Маркетинг 10 5 5 Всего 34 21 13 всего Количество часов теория практика 8 3