Рабочая программа элективного курса Экономика

Пояснительная записка
Данный элективный курс составлен на основе курса «Бизнес и экономика»
(Автор программы — И. В. Липсиц) и рассчитан на 34 часа.
Целью преподавания курса является формирование у учащихся системы
практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления
хозяйственной деятельности, что должно подготовить их к самостоятельной
предпринимательской деятельности и помочь избежать при этом наиболее
типичных ошибок.
Задачи преподавания курса:
• формирование у учащихся систематизированного представления об основах
рациональной организации деятельности в области бизнеса;
• осознание ими требований, предъявляемых этим типом деятельности к тем
выпускникам школы, которые пожелают выбрать его в качестве сферы
своего будущего трудоустройства;
• ознакомление с кругом профессий, которые существуют в сфере бизнеса, и
примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность
специалистов различных профессий в этой сфере;
• воспитание навыков организации элементарной предпринимательской
деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой
сфере деятельности в России.
Общая характеристика курса
Темы, входящие в разделы курса согласованы с темами, изучающимися в
курсах «История», «Обществознание». Курс расширяет знания учащихся,
углубляет эти знания и подготавливает их не только к успешной сдачи ЕГЭ,
но и успешной реализации себя в жизни.
Преимущественно
практическая
направленность
курса
диктует
необходимость использования различных методических приемов в
деятельности. Имеющийся отечественный и зарубежный опыт преподавания
позволяет применение следующих способов преподнесения и активизации
знаний учащихся с целью формирования у них навыков коммерческого
мышления:
1. Проведение установочных занятий (уроков) по темам курса.
2. Домашний разбор публикаций в деловой прессе с целью выработки у
учащихся навыков самостоятельного анализа ситуаций, возникающих в
сфере бизнеса, и поиска путей их решения.
3. Решение задач на закрепление конкретных прикладных навыков,
необходимых предпринимателю.

4. Проведение конкурсов на лучшую идею создания школьной фирмы
(лучший бизнес-план).
5. Организация встреч с известными местными предпринимателями,
сотрудниками
экономических
служб
местной
администрации,
представителями налоговой службы.
Преподавание всех тем строится на сочетании исторического и современного
материала из отечественной действительности, привлекая в качестве примера
информацию о деятельности предпринимателей и фирм зарубежных стран.

Курс позволяет учащимся оценить свои способности и дает возможность
сделать осознанный выбор в жизни.
Расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых
программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников
в изучаемой области знаний. Предназначен для учащихся, планирующих
выбирать социально-экономическую профессиональную сферу
Форма итогового контроля: исследовательский или бизнес-проект

Содержание тем учебного курса
Тема 1. Как устроена жизнь
Зачем человечеству нужна экономика. Взаимосвязь экономики
менеджмента. Основные элементы экономической деятельности.

и

Тема 2. Что хочет потребитель, или кто такие маркетологи
Что такое рынок и как с ним работают маркетологи. За что ответственен
маркетолог. Что сулит карьера маркетолога.
Тема 3. Менеджеры: как создать великую фирму
Главные принципы менеджмента. Что должен помнить и за что отвечает
менеджер. Какие бывают менеджеры и сколько они зарабатывают в России.
Тема 4. Генеральный директор: генерал от бизнеса
Что такое стратегия бизнеса и как ее выбирают генеральные директора. Кто
может стать генеральным директором?
Тема 5. Финансисты — менеджеры денежных потоков
Что такое финансовый менеджмент и почему он так важен в бизнесе. Как
финансист смотрит на бизнес. Сколько платят финансовому директору в
России.
Тема 6. Бухгалтер — специалист по бизнес-математике
Кто изобрел бухгалтерский учет. Почему бизнес не может жить без
бухгалтеров. Какую карьеру можно избрать с бухгалтерским образованием.
Тема 7. Банкиры — владыки мира денег
Как и когда в мире появились банки. Как банкиры управляют денежными
потоками. Сколько можно заработать в банковском бизнесе.
Тема 8. Волшебники торговли
Как развивалась торговля и почему без нее не прожить людям. Чем
розничная торговля отличается от оптовой. Как сделать карьеру в торговле.
Тема 9. На государевой службе

Как устроено современное государство. Зачем государству налоги и как оно
их собирает. Сколько получает министр в России.
Тема 10. Предприниматель — специалист на все руки
Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Почему люди
становятся предпринимателями. Зачем предпринимателю бизнес-план.
Тема 11. Экономика — ворота в мир бизнеса
Чем занимаются экономисты. Разумный выбор — как его осуществляют
экономисты. Где учат «на экономиста».

Тема 12. Введение в мир менеджмента
Менеджмент как вид управления. История менеджмента как науки
управления. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация,
контроль. Профессия менеджер. Качества менеджера. Известные менеджеры
XX в.
Тема 13. Постановка цели и принятие решений как основы профессии
менеджера
Значение цели в менеджменте. Постановка, анализ и формулирование цели.
Значение цели в самоменеджменте. Принятие решении. Анализ проблемы и
выработка решения. Интуитивный и рационально-логический виды принятия
решения. Принятие решения в условиях неопределенности. Риск. Природа и
характеристика управленческого решения.
Тема 14. Планирование как основная функция менеджмента
Сущность планирования как функции управления. Этапы планирования.
Виды планирования: краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное.
Принципы и правила планирования личного времени. Принцип Парето.
Тема 15. Мотивация деятельности человека
Мотивация и мотивационный процесс. Концепции мотивации: различные
подходы к проблеме. Значение индивидуальных и личностных характеристик
человека в процессе мотивации. Самопознание и самооценка как основа для
менеджмента.
Тема 16. Роль коммуникаций в системе управления
Общение и коммуникация. Сущность и роль коммуникации в процессе
взаимодействия людей. Умение общаться как условие успешного
руководства. Конфликты. Причины межличностных конфликтов. Стратегии
поведения в конфликте.
Тема 17. Этика и этикет менеджера
Этика менеджера. Деловой, этикет. Культура поведения. Культура речи.
Техника телефонного разговора.
Тема 18. Маркетинг: зачем он нужен? Возникновение и эволюция
маркетинга
Основные этапы эволюции теории и практики маркетинга. Развитие
отечественного маркетинга. Маркетинг в XXI в.
Тема 19. Основные понятия маркетинга. Комплекс маркетинга
Основные понятия маркетинга: нужда, потребность, спрос, товар, обмен,
рынок, маркетинг. Комплекс маркетинга: товар, цена, распространение
товаров, продвижение товаров.

Тема 20. Сегментирование рынка: выбор «своих» потребителей.
Позиционирование: создание неповторимого образа товара
Понятие о сегментировании рынка. Критерии сегментирования рынка. Выбор
целевых сегментов рынка. Создание позиции товара. Стратегии
позиционирования.
Тема 21. Сбор и анализ маркетинговой информации. Проведение
маркетинговых исследований
Роль информации в маркетинге. Виды маркетинговой информации. Цели и
задачи маркетингового исследования. Методы и инструменты исследования.
Этапы проведения маркетингового исследования.

Тема 22. Товар: что именно предложить потребителю
Понятие современного товара. Классификация товаров. Формирование
ассортиментной политики. Способы обновления и расширения товарного
ассортимента. Процесс создания нового товара. Товарные марки, упаковка и
маркировка.
Тема 23. Цена: как правильно ее назначить
Понятие цены. Факторы, влияющие на ценообразование. Цели и методы
ценно-образования. Система скидок.
Тема 24. Распространение: как доставить товар потребителю
Каналы распространения товаров. Система транспортировки товаров.
Основные виды торговых посредников.
Тема 25. Продвижение: как заявить о себе рынку
Комплекс продвижения товаров: реклама, стимулирование сбыта, личная
продажа, формирование.

Тематический план курса
№
п/п
1

Учебные темы
Бизнес

11

2

Менеджмент

13

8

5

3

Маркетинг

10

5

5

Всего

34

21

13

всего

Количество часов
теория
практика
8
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».