Пояснительная записка
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так
как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается
более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы
научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с
систематическим использованием решения различных задач. В школьной
программе существует эпизодическое включение расчетных задач в
структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных
закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у
учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение
основ химии немыслимо без понимания количественной стороны
химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний,
развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти
учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение
задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между
явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить
логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать
задачи, является одним из показателей уровня развития химического
мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа элективного курса «Химия в задачах»
предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа(1 час в
неделю).
В нем используются общие подходы к методу решения, как
усложненных типов задач, так и задач школьного курса; применяется
методика их решения с точки зрения рационального приложения идей
математики и физики, в части случаев используется несколько способов
решения задач.
Наряду с расчетными задачами предлагаются и задачи на определение
качественного состава веществ, что требует от учеников не только
теоретических навыков, но и практических.
В программе предусмотрено повторение и обобщение основ общей,
неорганической и органической химии по основным содержательным
блокам. Наряду с теоретическими понятиями, которые можно углубить,
обобщить и систематизировать в процессе изучения элективного курса,
обучающиеся знакомятся со структурой ЕГЭ, особенностью заданий частей
базового,
повышенного
и
высокого
уровня.
Рабочая программа курса составлена в соответствии с правовыми и
нормативными документами:
•
Положение о рабочей программе ОО.
•
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от
29.12.2012 года №273- ФЗ.
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О
внесении изменений в федеральный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413».
•
Приказ Министерства просвещения РФ 20.05.2020 №254
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ среднего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
•
Цель курса:
расширение знаний, формирование умений и навыков у
учащихся по решению расчетных задач
и упражнений
повышенной сложности по химии, развитие познавательной
активности и самостоятельности.
Задачи курса:
-закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний
и их применению при решении задач и упражнений;
-исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых
задач, находить способы решения комбинированных задач;
-развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и
делать
выводы;
-способствовать формированию навыков сотрудничества в
процессе совместной работы.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
осознание российской гражданской идентичности, патриотизма,
чувства гордости за российскую химическую науку;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории в высшей школе, где химия является профилирующей
дисциплиной;
умение управлять
своей
познавательной
деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и
наркотических веществ.
Метапредметные результаты:
использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный
анализ,
наблюдение,
измерение,
проведение
эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для
изучения различных сторон окружающей действительности;
владение основными интеллектуальными операциями: формулировка
гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, выявление
причинно-следственных связей и поиск аналогов;
познание объектов окружающего мира от общего через особенное к
единичному;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической
информации, понимание зависимости содержания и формы представления
информации от целей коммуникации и адресата;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности;
владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические
знаки, формулы и уравнения).
Предметные результаты:
знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и
язык химии;
умение классифицировать химические элементы, простые и сложные
вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по
разным основаниям;
умение характеризовать изученные классы неорганических и
органических соединений, химические реакции;
готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его
протеканием,
фиксировать
результаты
самостоятельного
и
демонстрируемого эксперимента и делать выводы;
умение формулировать химические закономерности, прогнозировать
свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
поиск источников химической информации, получение необходимой
информации, ее анализ, изготовление химического информационного
продукта и его презентация;
владение обязательными справочными материалами: Периодической
системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей
растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом
электроотрицательности - для характеристики строения, состава и свойств
атомов химических элементов I-IV периодов и образованных ими простых
и сложных веществ;
установление зависимости свойств и применения важнейших
органических соединений от их химического строения, в том числе и
обусловленных
характером
этого
строения
(предельным
или
непредельным) и наличием функциональных групп;
моделирование молекул важнейших неорганических и органических
веществ;
понимание химической картины мира как неотъемлемой части
целостной научной картины мира;
анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с производством и
переработкой важнейших химических продуктов;
проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной,
проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении
индивидуального проекта по химии;
соблюдение правил безопасного обращения с веществами,
материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при
отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и
лабораторным оборудованием.
Содержание курса
Тема1. Химический элемент
Основные понятия и законы химии.
Расчёты с применением уравнения Менделеева-Клайперона. Расчеты с
применением газовых законов. Строение атома. Изотопы. Квантовые числа
электрона. Классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы.
Тема 2. Строение вещества.
Основные виды химической связи, механизмы их образования.
Характеристика ковалентной связи. Валентность и степень окисления.
Пространственное строение молекул неорганических и органических
веществ. Дисперсные системы. Задачи с использованием разных способов
выражения концентрации растворов. Расчёты, связанные с приготовлением
растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»).
Кристаллогидраты.
Тема 3. Химические реакции.
Классификация химических реакций в органической и неорганической
химии. Расчеты, связанные со скоростью химических реакций. Условия
смещения химического равновесия. Производство серной кислоты
контактным способом. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).
Электролитическая диссоциация. (Э.Д.). Гидролиз.
Тема 4. Свойства веществ.
Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства металлов.
Свойства d-элементов и их соединений. Хром. Свойств d-элементов и их
соединений. Марганец. Свойств d-элементов и их соединений. Цинк.
Расчёты по теме «Электролиз».
Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства неметаллов.
Кислоты органические и неорганические. Амфотерные органические и
неорганические соединения. Понятие о комплексных соединениях.
Генетическая связь между классами органических и неорганических
соединений. Цепочки превращений, отражающие генетическую связь
между классами неорганических и органических соединений. Химия и
экология. Химия и повседневная жизнь человека
Тематическое планирование с указанием количества часов 11 класс 34
час
(1 час в неделю)
№ п/п
Наименование темы
Количество
часов
Тема 1. Химический элемент
1
Основные понятия и законы химии.
2
Расчёты с применением уравнения Менделеева- 1
Клайперона.
3
Расчеты с применением газовых законов.
1
4
Строение атома. Изотопы.
1
5
Квантовые числа электрона.
1
1
6
Классификация химических элементов: s-, p-, d- 1
, f-элементы.
Тема 2. Строение вещества
7
Основные виды химической связи, механизмы 1
их образования. Характеристика ковалентной
связи.
8
Валентность и степень окисления.
9
Пространственное
строение
молекул 1
неорганических и органических веществ.
10
Дисперсные системы.
11
Задачи с использованием разных способов 1
выражения концентрации растворов.
12
Расчёты,
связанные
с
приготовлением 1
растворов. Правило смешения растворов,
(«правило креста»).
13
Кристаллогидраты
1
1
1
Тема 3. Химические реакции
14
Классификация
химических
реакций
органической и неорганической химии.
15
Расчеты, связанные со скоростью химических 1
реакций.
16
Условия смещения химического равновесия.
17
Производство серной кислоты контактным 1
способом.
18
Окислительно-восстановительные
(ОВР).
19
Электролитическая диссоциация. (Э.Д.)
1
20
Гидролиз.
1
Тема 4. Свойства веществ
21
Упражнения,
иллюстрирующие
химические свойства металлов.
в 1
1
реакции 1
1
общие 1
22
Свойства d-элементов и их соединений. Хром.
23
Свойств d-элементов
Марганец.
24
Свойств d-элементов и их соединений. Цинк
1
25
Расчёты по теме «Электролиз»
1
26
Упражнения,
иллюстрирующие
химические свойства неметаллов.
27
Кислоты органические и неорганические.
28
Амфотерные органические и неорганические 1
соединения.
29
Понятие о комплексных соединениях
30
Генетическая
связь
между
классами 1
органических и неорганических соединений.
31
Цепочки
превращений,
отражающие 1
генетическую
связь
между
классами
неорганических и органических веществ.
32
Химия и экология.
1
33
Химия и повседневная жизнь человека.
1
34
Урок развивающего контроля.
1
и
их
1
соединений. 1
общие 1
1
1
Литература
Для учителя.
1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных
учреждений (автор Габриелян О.С.).
2. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать
органической химии. – М.: Просвещение, 1992.
задачи
по
3. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 811 классов. – М.: Просвещение, 2001.
Для учащихся.
1. Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение,
1986.
2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. –
М.: Экзамен, 2003.
3. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия,
1993.
4. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа,
2000.
5. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с
решениями. – Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998.
6. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для
поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.