Пояснительная записка Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов. Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. Данная программа элективного курса «Химия в задачах» предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа(1 час в неделю). В нем используются общие подходы к методу решения, как усложненных типов задач, так и задач школьного курса; применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики, в части случаев используется несколько способов решения задач. Наряду с расчетными задачами предлагаются и задачи на определение качественного состава веществ, что требует от учеников не только теоретических навыков, но и практических. В программе предусмотрено повторение и обобщение основ общей, неорганической и органической химии по основным содержательным блокам. Наряду с теоретическими понятиями, которые можно углубить, обобщить и систематизировать в процессе изучения элективного курса, обучающиеся знакомятся со структурой ЕГЭ, особенностью заданий частей базового, повышенного и высокого уровня. Рабочая программа курса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: • Положение о рабочей программе ОО. • Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273- ФЗ. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. №413». • Приказ Министерства просвещения РФ 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». • Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений повышенной сложности по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности. Задачи курса: -закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений; -исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач; -развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы; -способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы. Результаты освоения курса Личностные результаты: осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной; умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ. Метапредметные результаты: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности; владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов; познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения). Предметные результаты: знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий; умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям; умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции; готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы; умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация; владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности - для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I-IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ; установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп; моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ; понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира; анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов; проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии; соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Содержание курса Тема1. Химический элемент Основные понятия и законы химии. Расчёты с применением уравнения Менделеева-Клайперона. Расчеты с применением газовых законов. Строение атома. Изотопы. Квантовые числа электрона. Классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы. Тема 2. Строение вещества. Основные виды химической связи, механизмы их образования. Характеристика ковалентной связи. Валентность и степень окисления. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. Дисперсные системы. Задачи с использованием разных способов выражения концентрации растворов. Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»). Кристаллогидраты. Тема 3. Химические реакции. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Расчеты, связанные со скоростью химических реакций. Условия смещения химического равновесия. Производство серной кислоты контактным способом. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Электролитическая диссоциация. (Э.Д.). Гидролиз. Тема 4. Свойства веществ. Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства металлов. Свойства d-элементов и их соединений. Хром. Свойств d-элементов и их соединений. Марганец. Свойств d-элементов и их соединений. Цинк. Расчёты по теме «Электролиз». Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства неметаллов. Кислоты органические и неорганические. Амфотерные органические и неорганические соединения. Понятие о комплексных соединениях. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Цепочки превращений, отражающие генетическую связь между классами неорганических и органических соединений. Химия и экология. Химия и повседневная жизнь человека Тематическое планирование с указанием количества часов 11 класс 34 час (1 час в неделю) № п/п Наименование темы Количество часов Тема 1. Химический элемент 1 Основные понятия и законы химии. 2 Расчёты с применением уравнения Менделеева- 1 Клайперона. 3 Расчеты с применением газовых законов. 1 4 Строение атома. Изотопы. 1 5 Квантовые числа электрона. 1 1 6 Классификация химических элементов: s-, p-, d- 1 , f-элементы. Тема 2. Строение вещества 7 Основные виды химической связи, механизмы 1 их образования. Характеристика ковалентной связи. 8 Валентность и степень окисления. 9 Пространственное строение молекул 1 неорганических и органических веществ. 10 Дисперсные системы. 11 Задачи с использованием разных способов 1 выражения концентрации растворов. 12 Расчёты, связанные с приготовлением 1 растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»). 13 Кристаллогидраты 1 1 1 Тема 3. Химические реакции 14 Классификация химических реакций органической и неорганической химии. 15 Расчеты, связанные со скоростью химических 1 реакций. 16 Условия смещения химического равновесия. 17 Производство серной кислоты контактным 1 способом. 18 Окислительно-восстановительные (ОВР). 19 Электролитическая диссоциация. (Э.Д.) 1 20 Гидролиз. 1 Тема 4. Свойства веществ 21 Упражнения, иллюстрирующие химические свойства металлов. в 1 1 реакции 1 1 общие 1 22 Свойства d-элементов и их соединений. Хром. 23 Свойств d-элементов Марганец. 24 Свойств d-элементов и их соединений. Цинк 1 25 Расчёты по теме «Электролиз» 1 26 Упражнения, иллюстрирующие химические свойства неметаллов. 27 Кислоты органические и неорганические. 28 Амфотерные органические и неорганические 1 соединения. 29 Понятие о комплексных соединениях 30 Генетическая связь между классами 1 органических и неорганических соединений. 31 Цепочки превращений, отражающие 1 генетическую связь между классами неорганических и органических веществ. 32 Химия и экология. 1 33 Химия и повседневная жизнь человека. 1 34 Урок развивающего контроля. 1 и их 1 соединений. 1 общие 1 1 1 Литература Для учителя. 1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.). 2. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать органической химии. – М.: Просвещение, 1992. задачи по 3. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 811 классов. – М.: Просвещение, 2001. Для учащихся. 1. Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986. 2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003. 3. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993. 4. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа, 2000. 5. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. – Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998. 6. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.