Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество для 1 класса составлена на основе Программы РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. Курс внеурочной деятельности / Е.Г. Коннова(Ростов н/Д: Легион, 2013) и в соответствие со следующими нормативными документами: Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; Требования ФГОС НОО (для 1-4 классов), Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. № 286; Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка. Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально. В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность. Цели курса создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности. Задачи курса 1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде. 2. Формирование положительной «Я - концепции». 3. Формирование сотрудничать. 4. коммуникативной культуры, умения общаться и Развитие навыков рефлексивных действий. 5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества. 6. Развитие воображения. творческих способностей личности ребёнка, фантазии и Общая характеристика учебного курса Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально - творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: - патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; - трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.; - творческого отношения к учению, труду, жизни; - формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов); - ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.). Наряду с вышеназванными, курс «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых: - интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий; - формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие метапредметных умений. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Ожидаемые результаты: улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе; развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка; укрепление здоровья школьников. Планируемые личностные результаты Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Смыслообразование: мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); самооценка на основе критериев успешности этой деятельности; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества в разных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства. Формы подведения итогов реализации программы В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями этой системы являются: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение. Место курса в учебном плане Направленность программы по содержанию является научно-познавательной и художественно-эстетической, общеинтеллектуальной. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю. Тематическое планирован 1 класс (32 часа) № занятия 1 Количество часов 1 2 3 1 1 4 5 6 1 1 1 Содержание занятия и развиваемые способности Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок Развитие концентрации внимания. Развитие мышления Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления Развитие концентрации внимания. Развитие мышления Изготовление работ в технике рваной аппликации 7 8 9 1 1 1 10 11 12 13 14 1 1 1 1 1 15 1 16 17 18 19 1 1 1 1 20 21 1 1 22 1 23 1 24 25 26 27 1 1 1 1 28 1 29 1 30 31 1 1 32 1 Итого: 32 часа Творческая работа в технике рваной аппликации Совершенствование воображения Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций Развитие концентрации внимания. Развитие мышления Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления Развитие концентрации внимания. Развитие мышления Изготовление объёмных поделок из бумаги Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций Совершенствование воображения Развитие концентрации внимания. Развитие мышления Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций Развитие концентрации внимания. Развитие мышления Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций Развитие концентрации внимания. Развитие мышления Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления Развитие концентрации внимания. Развитие мышления Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций Конструирование. Изготовление простейших многогранников Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года