Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Учусь создавать проект» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./. Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности. Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Цель: обеспечить условия для формирования ключевых компетенций воспитанников через проектную деятельность. Задачи: • ознакомить младших школьников с проектной деятельностью через разработку коллективных и индивидуальных проектов; • формировать умения предъявлять результаты своей работы, использовать полученные знания в жизни; • овладеть практическими умениями исследовательской работы; • формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве; • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения; • формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; • системность организации учебно-воспитательного процесса; • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой. На изучение курса «Учусь создавать проект» в 1 классе отводится 33 часа, по 1 занятию в неделю. Планируемые результаты освоения курса В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и Личностные результаты • • • • • • • • • • • • • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов; развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; Метапредметные результаты развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни; умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве; формирование социально адекватных способов поведения; формирование умения работать с информацией; формирование способности к организации деятельности и управлению ею. Результативность реализации программы отслеживается через защиту проектов, проводимую в различных формах: - выступление для определённого круга лиц; - выставки достижений; - концерт; - спектакль; - буклет. У ребенка формируются: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Виды и формы контроля планируемых результатов Текущий Входной Виды контроля Время проведения Цель проведения Формы контроля В начале Определения уровня развития Беседа, опрос, учебного детей, их творческих способностей анкетирование. года В течение всего учебного года Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. тестирование, Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа, защита проектов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, выставка, конкурс работ. Промежуточный Итоговый По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия. В конце учебного года или курса обучения Определение степени усвоения Выставка, конкурс, концерт, учащимися учебного материала. фестиваль, творческая работа, Определение результатов обучения. самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей. Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения Выставка, конкурс, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, итоговые занятия, анкетирование. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы Учебно-методическая литература для учителя 1. Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова Учусь создавать проект : Методическое пособие для 1 класса / Р. И. Сизова,Р. Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2013. – 64 с. (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект). 2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. 3. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, 5с. 4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с. 5. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2011. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»). 6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). 7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). 8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). Учебная литература для учащихся 1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с. 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC № п/ п 1 Электронно-программное обеспечение: специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы); Да та Пл ан/ фа кт Тема занятия 2 3 Планируемые результаты Кто я? Моя семья. 1 2 Чем я люблю заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. 3 Элемент содержания 4 Работа с информацией. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Работа с информацией в словарях и справочниках. Составление жизненных текстов. Работа в командах. Работа над текстом, определение главной мысли. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. КОД Предметные результаты Получит возможность научиться 6 Научится 5 работать информацией; УУД 7 Вид/ форма 8 с ЛУУД формироват ь у детей мотивацию к обучению, о помощи им давать определение пользо в самоорганиз понятиям; ваться находить словарями по ации и информацию в указанию саморазвити словарях и учителя; и; справочниках; -пользоваться - развивать находить библиотечным каталогом под познаватель нужную руководством информацию; ные навыки давать учителя; учащихся, определение умения понятиям; самостоятел работать с ьно текстом конструиров ать свои знания, ориентирова ться в информацио нном Текущий/ УО Текущий/ УО Текущий/ УО работать Как собирать Коллективное планирование, работа команде; материал. 4 Повторение. Давай вспомним. 5 Проблема. Решение проблемы. понима ть особенности проектной деятельности; - переходить от игровой деятельности к проектной; давать определение понятиям; находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе; давать определение понятиям; - Гипотеза. Предположен ие. Коллективная работа. Открытие в знакомом предмете новое. видеть проблемы; добывать недостающий способ действия - Гипотеза. Играем в предположен ия.. Высказывание предположений о неизвестном, предположение способа проверки своих гипотез, умение инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. высказывать предположения о неизвестном; - инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; - ставить цель в конкретной сюжетной ситуации; . 8 Цель проекта. 9 - Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 6 7 в команде. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? в Формулирование проблемы и придумывание способа решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. понима ть особенности проектной деятельности; понима ть особенности проектной деятельности; -осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатыват ь замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовыват ь защиту проекта пространств е, критическое и творческое мышления. определять и высказыват ь под руководство м педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничес тве (этические нормы); в предложенн ых педагогом ситуациях общения и сотрудничес тва, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. РУУД Текущий/ УО Текущий/ УО Текущий/ УО Текущий/ УО Текущий/ УО Текущий/ УО 2 четверть ( 7 ч ) Задача проекта. 10 Выбор нужной информации. 11 12 видеть проблемы; находить способы решения проблемы проекта; интерпретировать и обобщать информацию; выбирать способы получения информации; давать определение понятиям; понима ть особенности проектной деятельности; понимать информацию, заключенную в таблице Интервью. Участие в - брать интервью; Интересные вести и люди – твои дискуссии, развитие участвовать в коммуникативной помощники. Продукт проекта. 13 Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно популярный текст; определять главную мысль текста. Интерпретация и обобщение информации, выбор способов получения информации. Структурирование информации, выделение главного. компетенции. дискуссии Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. отсеивать лишние данные и видеть дефицит данных; - выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; давать определение понятиям; понимать информацию, заключенную в таблице проговарива ть последовате льность действий; учиться высказыват ь своё предположе ние (версию) на основе работы с иллюстраци ей рабочей тетради; учиться работать по предложенн ому учителем плану; учиться отличать верно выполненно е задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональ ную оценку деятельност и товарищей. планировать свое действие в соответстви Текущий/ УО Текущий/ УО Текущий/ УО Текущий/ УО, ГР Виды продукта. Макет. 14 15 16 Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Визитка. Как Применение на практике. правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие. знаний Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы. овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов; давать определение понятиям; делать умозаключения и выводы; применять знания на практике; - готовить тексты собственных докладов; - делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов; правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы 3 четверть ( 9ч) 17 Минисообщение. Семиминутно е выступление. Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других). презентовать свои достижения; - готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи понима ть особенности проектной деятельности; осущес твлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатыват ь замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовыват ь защиту проекта и с поставленно й задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлят ь итоговый и пошаговый контроль по результату; - определять и формулиров ать цель деятельност и с помощью учителя. ПУУД ориентирова ться в своей системе знаний: ориентироват отличать ься в публичной новое от уже библиотеке; известного с помощью учителя; делать Текущий/ УО Текущий/ УО Текущий/ Т Текущий/ УО Минисообщение. Семиминутно е выступление. 18 Выступление перед знакомой аудиторией. 19 20 21 Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаем ые вопросы «из зала» по теме проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. 22 Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно популярный текст; определять главную мысль текста. Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций. Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point. Умение организовать свою деятельность. Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебнотрудовой деятельности. Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы. составлять презентацию на бумаге; составлять презентацию на компьютере в программе МРРMicrosoft Power Point.; давать определение понятиям; понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах; наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый; делать умозаключения и выводы; «держать» аудиторию в поле зрения; - готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи предварител ьный отбор источников информации : ориентиров аться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информаци ю, полученную от учителя; совершенствов перерабатыв ать навык ать клавиатурного полученную письма информаци ю: делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовы вать информаци ю из одной формы в другую; осуществлят ь анализ объектов с выделением существенных и - понимать и объяснять значение компьютера в жизни человека, в собственной жизни; - понимать и объяснять смысл слова «информация»; бережно относиться к техническим устройствам; - работать с мышью и клавиатурой, оформлять небольшие тексты с помощью текстового редактора; соблюдать режим и правила работы на компьютере; Текущий/ ТР Текущий/ УО Текущий/ ПР Текущий/ ПР Текущий/ УО 23 24 Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Подготовка ответов на предполагаем ые вопросы «зала» по теме проекта. Повторение. Давай вспомним. 25 Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно популярный текст; определять главную мысль текста. Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. несуществен ных признаков; осуществлят ь расширенны й поиск информации применять понимать с накопленные особенности использован знания во время проектной проектной деятельности; ием ресурсов деятельности осущес библиотек и твлять под Интернета. объяснять, доказывать и защищать свои идеи; - отстаивать свою точку зрения создавать творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте 4 четверть ( 8ч) 26 27 Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия). Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. Это интересно. Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. - контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах; давать определение понятиям; классифицировать ; - наблюдать; проводить эксперименты; - делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов; понима ть особенности проектной деятельности руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатыват ь замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовыват ь защиту проекта понимать особенности проектной деятельности; осущес твлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатыват ь замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовыват ь защиту проекта КУУД учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя , критика); умение координиров ать свои усилия с усилиями других; формулиров ать собственное мнение и позицию; договариват ься и приходить к общему решению в совместной деятельност и, в том числе в ситуации Текущий/ УО Текущий/ Т Текущий/ ПР Текущий/ СР Текущий/ ПР 28 29 30 31 32 столкновени я интересов; - допускать возможность существован ия у людей различных точек зрения, в - оценивать свою Тест «Чему я том числе не работу по научился?» совпадающи выработанным х с его критериям собственной , и публично Памятка для представлять опреде ориентирова учащегося результаты своей лять ться на проектанта. работы; последователь- позицию - готовить тексты ность частей партнера в собственных текста общении и докладов; взаимодейст - структурировать материал вии; Формирование - оценивать свою Твои задавать умения оценивать работу и видеть впечатления вопросы; от работы над свою работу и видеть ошибкоопасные - учитывать ошибкоопасные места; проектом. разные места: осмысливать объяснять, задачу, объективно доказывать и мнения и оценивать свои защищать свои стремиться к действия, признавать идеи координаци свои ошибки, и различных анализировать позиций в результат своей работы. сотрудничес - делать прямые Формирование Пожелание тве; умения делать выводы, будущим донести на выводы, заключения проектантам. прямые свою на основе Твои советы заключения позицию до основе имеющихся. имеющихся им. фактов; других: фактов - готовить тексты оформлять собственных свою мысль Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно. Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества. Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям. Формирование умения публичного выступления представления результатов работы. находить информацию в словарях и справочниках; - ставить вопросы; докладов; Текущий/ ПР Текущий/ ТР Текущий/ УО Текущий/ УО Текущий/ ПР Советы на Участие в диалоге: - давать советы лето от высказывание своих участникам суждений по команды Мудрого обсуждаемой теме, Дельфина. анализ высказываний собеседников. 33 в устной и письменной речи (на уровне одного предложени я или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - читать и пересказыва ть текст; - совместно договариват ься о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Текущий/ УО КОД – контрольно-оценочная деятельность Формы КОД: УО – устный опрос, Т – тест, ПР – практическая работа, ТР – творческая работа, ГР – графическая работа, СР – самостоятельная работа.