ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из путей формирования УУД в основной школе является
включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность.
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной
степени связана с ориентацией на получение проектного результата,
обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное
выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с
нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как
работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация
образовательного достижения обучающегося и ориентирована на
формирование и развитие метапредметных и личностных результатов
обучающихся.
Рабочая программа учебного курса «Основы проектной деятельности»
(ОПД) для обучающихся 5 – 8 классов составлена на основе:
- требований ФГОС ООО к результатам освоения основной
образовательной программы ООО (пр. Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287);
- Программы формирования УУД
у обучающихся и рабочей
программы воспитания школы
Рабочая программа учебного курса ОПД может быть реализована как в
рамках части учебного плана формируемой участниками образовательных
отношений, так и в рамках внеурочной деятельности. На реализацию
программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа на 1 год обучения.
Программа ориентирована на развитие самостоятельной работы
обучающихся, критического и инновационного мышления в процессе
достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся
познавательный и прикладной интерес.
Учебный курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных
для работы над проектами способов деятельности учащимися основной
школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации
собственных проектов. Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль
понимается как логически завершенная единица содержания образования.
Содержание модулей предполагает освоение способов деятельности,
положенных в основу формирования ключевых компетентностей
(информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
Основные формы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент,
наблюдение, коллективные и индивидуальные проекты (исследования),
самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция, консультация.
Возможные продукты проектной деятельности учащихся:
альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция,
костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник,
стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия,
презентация и другие.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Теоретический блок (17 ч.)
Модуль 1: От проблемы к цели (10 ч).
Исследование и проектирование. Проблемный вопрос. Актуальность.
Источники информации. Тема работы. Объект и предмет. Цель и задачи
работы. Гипотеза. Методы исследования и проектирования.
Модуль 2: Этапы работы над проектом исследованием (7 ч).
Планирование. Корректировка плана. Результаты и их обработка. Анализ
результатов. Подготовка отчета. Инфографика. Выступление.
Практический блок (17 ч).
Модуль 3:
Планирование работы над проектами. Работа над проектом (исследованием).
Реализация проекта. Оформление презентации. Оформление работ,
рецензирование. Подготовка к защите работ. Защита проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные
результаты отражаются
в
индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного курса:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные
результаты характеризуют
уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической деятельности:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного курса:
-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний
и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и
выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку
информации,
формулировку
выводов
и/или
обоснование
и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание
прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
-сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий;
-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях;
-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её
результаты, аргументировано ответить на вопросы.
В результате освоения модулей программы
Ученик научится:
- определять область своих познавательных интересов;
- искать необходимую информацию в открытом информационном
пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных
ресурсов, работать с каталогами библиотек;
-находить практическое применение имеющимся предметным знаниям
в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
- определять проблему как противоречие;
- формулировать цель и задачи учебного исследования или проекта;
- определять продукт учебного проекта и результаты учебного
исследования;
-предполагать возможное практическое применение результатов
учебного исследования.
Ученик получит возможность научиться:
-планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приёмы, релевантные
исследуемой проблеме;
-использовать такие методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, моделирование;
-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как
абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с
другими известными фактами;
-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск
исторических образцов;
-использовать некоторые приёмы художественного познания мира:
целостное отображение мира, образность, художественный вымысел,
органическое единство общего особенного (типичного) и единичного,
оригинальность;
-целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства;
-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
-отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться
к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных
знаний, за качество выполненного проекта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование тем
Кол-во
часов
I. Теоретический блок (17 ч.)
Модуль 1: От проблемы к цели (10 ч.)
1.
Исследование и проектирование. Сходства и различия.
1
2.
Проблемный вопрос, или Что нового и интересного я могу
1
сказать в выбранной области?
3.
Актуальность в моей работе. Как говорить от моего
1
собственного лица?
4.
Источники информации и как ими пользоваться. Ссылки и
1
правила цитирования.
5.
Как сформулировать тему работы? Откуда взять интересное
1
направление?
6.
Объект и предмет работы.
1
7.
Что такое цель и как ее поставить
1
8.
Откуда берутся задачи?
1
9.
Гипотеза и зачем она нужна.
1
10.
Что такое методы и методики. Как подобрать метод под мою
цель.
Модуль 2: Этапы работы над проектом (исследованием) (7 ч.)
1
11.
Планирование работы. Ресурсная база и как ее просчитать.
1
12.
Корректировка плана в ходе выполнения работы и зачем нужно
его корректировать.
Что такое собственные результаты и как их обрабатывать.
Статистическая обработка данных.
Анализ результатов и их обсуждение.
1
Подготовка отчета о работе. Жанры представления результатов
(тезисы, статья, компьютерная презентация, постер и др.)
Инфографика и как ее делают.
1
17.
Подготовка публичной презентации результатов работы. Как я
могу понравиться экспертам?
II. Практический блок (17 ч.)
1
18.
Выбор темы, планирование работы, работа над проектом
(исследованием), реализация проектов, подготовка к защите.
Защита проектов (исследований) в рамках общешкольных
13
13.
14.
15.
16.
19.
1
1
1
4
конференции «Горьковские чтения», «Парад проектов»
Итого:
34.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. https://obuchonok.ru/ «Обученок» - Помощь учителям и учащимся в
обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской
работы и проекта.
2. https://globallab.org/ru/ Глобальная школьная лаборатория – на данном
сайте обучающийся сам может принять участие в исследовательской
деятельности.
3. https://onlinetestpad.com/ - бесплатный конструктор, с помощью
которого можно создавать разнообразные онлайн-задания: тесты,
кроссворды, сканворды, опросы, логические игры, диалоговые
тренажёры. Сайт поможет быстро сконструировать запуск проектных
задач.