РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Основы проектной деятельности_5-8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из путей формирования УУД в основной школе является
включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность.
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной
степени связана с ориентацией на получение проектного результата,
обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное
выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с
нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как
работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация
образовательного достижения обучающегося и ориентирована на
формирование и развитие метапредметных и личностных результатов
обучающихся.
Рабочая программа учебного курса «Основы проектной деятельности»
(ОПД) для обучающихся 5 – 8 классов составлена на основе:
- требований ФГОС ООО к результатам освоения основной
образовательной программы ООО (пр. Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287);
- Программы формирования УУД
у обучающихся и рабочей
программы воспитания школы
Рабочая программа учебного курса ОПД может быть реализована как в
рамках части учебного плана формируемой участниками образовательных
отношений, так и в рамках внеурочной деятельности. На реализацию
программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа на 1 год обучения.
Программа ориентирована на развитие самостоятельной работы
обучающихся, критического и инновационного мышления в процессе
достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся
познавательный и прикладной интерес.
Учебный курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных
для работы над проектами способов деятельности учащимися основной
школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации
собственных проектов. Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль
понимается как логически завершенная единица содержания образования.
Содержание модулей предполагает освоение способов деятельности,
положенных в основу формирования ключевых компетентностей
(информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
Основные формы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент,
наблюдение, коллективные и индивидуальные проекты (исследования),
самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция, консультация.

Возможные продукты проектной деятельности учащихся:
альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция,
костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник,
стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия,
презентация и другие.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Теоретический блок (17 ч.)
Модуль 1: От проблемы к цели (10 ч).
Исследование и проектирование. Проблемный вопрос. Актуальность.
Источники информации. Тема работы. Объект и предмет. Цель и задачи
работы. Гипотеза. Методы исследования и проектирования.
Модуль 2: Этапы работы над проектом исследованием (7 ч).
Планирование. Корректировка плана. Результаты и их обработка. Анализ
результатов. Подготовка отчета. Инфографика. Выступление.
Практический блок (17 ч).
Модуль 3:
Планирование работы над проектами. Работа над проектом (исследованием).
Реализация проекта. Оформление презентации. Оформление работ,
рецензирование. Подготовка к защите работ. Защита проектов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные
результаты отражаются
в
индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного курса:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;

-развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные
результаты характеризуют
уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической деятельности:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного курса:
-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний
и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и
выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку

информации,
формулировку
выводов
и/или
обоснование
и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание
прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
-сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий;
-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях;
-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её
результаты, аргументировано ответить на вопросы.
В результате освоения модулей программы
Ученик научится:
- определять область своих познавательных интересов;
- искать необходимую информацию в открытом информационном
пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных
ресурсов, работать с каталогами библиотек;
-находить практическое применение имеющимся предметным знаниям
в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
- определять проблему как противоречие;
- формулировать цель и задачи учебного исследования или проекта;
- определять продукт учебного проекта и результаты учебного
исследования;
-предполагать возможное практическое применение результатов
учебного исследования.
Ученик получит возможность научиться:
-планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приёмы, релевантные
исследуемой проблеме;
-использовать такие методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, моделирование;
-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как
абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с
другими известными фактами;

-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск
исторических образцов;
-использовать некоторые приёмы художественного познания мира:
целостное отображение мира, образность, художественный вымысел,
органическое единство общего особенного (типичного) и единичного,
оригинальность;
-целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства;
-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
-отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться
к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных
знаний, за качество выполненного проекта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование тем

Кол-во
часов

I. Теоретический блок (17 ч.)
Модуль 1: От проблемы к цели (10 ч.)
1.

Исследование и проектирование. Сходства и различия.

1

2.

Проблемный вопрос, или Что нового и интересного я могу

1

сказать в выбранной области?
3.

Актуальность в моей работе. Как говорить от моего

1

собственного лица?
4.

Источники информации и как ими пользоваться. Ссылки и

1

правила цитирования.
5.

Как сформулировать тему работы? Откуда взять интересное

1

направление?
6.

Объект и предмет работы.

1

7.

Что такое цель и как ее поставить

1

8.

Откуда берутся задачи?

1

9.

Гипотеза и зачем она нужна.

1

10.

Что такое методы и методики. Как подобрать метод под мою
цель.
Модуль 2: Этапы работы над проектом (исследованием) (7 ч.)

1

11.

Планирование работы. Ресурсная база и как ее просчитать.

1

12.

Корректировка плана в ходе выполнения работы и зачем нужно
его корректировать.
Что такое собственные результаты и как их обрабатывать.
Статистическая обработка данных.
Анализ результатов и их обсуждение.

1

Подготовка отчета о работе. Жанры представления результатов
(тезисы, статья, компьютерная презентация, постер и др.)
Инфографика и как ее делают.

1

17.

Подготовка публичной презентации результатов работы. Как я
могу понравиться экспертам?
II. Практический блок (17 ч.)

1

18.

Выбор темы, планирование работы, работа над проектом
(исследованием), реализация проектов, подготовка к защите.
Защита проектов (исследований) в рамках общешкольных

13

13.
14.
15.
16.

19.

1
1

1

4

конференции «Горьковские чтения», «Парад проектов»
Итого:

34.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. https://obuchonok.ru/ «Обученок» - Помощь учителям и учащимся в
обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской
работы и проекта.
2. https://globallab.org/ru/ Глобальная школьная лаборатория – на данном
сайте обучающийся сам может принять участие в исследовательской
деятельности.
3. https://onlinetestpad.com/ - бесплатный конструктор, с помощью
которого можно создавать разнообразные онлайн-задания: тесты,
кроссворды, сканворды, опросы, логические игры, диалоговые
тренажёры. Сайт поможет быстро сконструировать запуск проектных
задач.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».