Программа разработана на основе программы Функциональная грамотность. 1-4 класс. М.В. Буряк,С.А. Шейкиной Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Математическая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Математическая грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Математическая грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Целью изучения курса «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: – учить находить и извлекать информацию из различных текстов; – учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения задач; – воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. 2 Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа. Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для реализации во 2-4 классах начальной школы и рассчитана на 34 часа в год. Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению. Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок, используя математические задачи. Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов, используя математические задачи. В 3-4 классе начальной школы проводятся занятия по формированию математической грамотности, включая задачи естественно-научной и финансовой грамотности. Формы организации занятий: • Предметные недели; • Олимпиады; • Деловые беседы; • Участие в научно-исследовательских дискуссиях; • Практические упражнения СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс Счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. 2 класс Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. 3 класс Нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 класс Нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество,стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – формулировать жизненную ситуацию на языке математики; –применять математические понятия, факты, процедуры размышления; –интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты; – формировать духовные и эстетические потребности; –овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных потребностей; – уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях; –уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; 5 – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения курса: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; –способность извлекать математическую информацию в различном контексте; –способность применять математические знания для решения разного рода проблем; –способность формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации; –интерпретация и оценка математических данных в контексте лично значимой ситуации; –интерпретация и оценка математических результатов вконтексте национальной или глобальной ситуации; 6 – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Содержание программы 1 класс (33 часа) Занятие 1. Про жадных медвежат и сыр – 2ч Сравнение предметов. Деление предмета на равные части. Занятие 2. Про дедку и про репку – 2 ч Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Установление закономерностей. Занятие 3.Про путешествие колобка – 2ч Состав числа 4, анализ данных и ответы на вопросы. Длина. Линейка. Занятие 4.Про кота-рыболова и его улов – 2 ч Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Установление закономерностей. Занятие 5.Про теремок и звериную дружбу – 2ч Состав числа 5, анализ данных и ответы на вопросы. Масса. Весы. Занятие 6.Про вершки и корешки – 2 ч Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Установление закономерностей. 7 Занятие 7.Геометрия вокруг нас – 2ч Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. Занятие 8. Про дудочку и кувшинчик- 2ч Состав числа 7, анализ данных и ответы на вопросы. Работа с таблицей. Прямая. Занятие 9. Про Машеньку, пирожки и медведя – 2ч Состав числа 8, анализ данных и ответы на вопросы.Работа с таблицей. Отрезок. Занятие 10.Про курочку Рябу, золотые и простые яйца -2ч Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники. Занятие 11.Про козу, козлят и капусту – 2ч Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. Занятие 12.Про петушка и жерновцы – 2ч Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. Работа с таблицей. Занятие 13.Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки – 2ч Разложение числа 10 на два и три слагаемых. Чётные и нечётные числа. Занятие 14.Про наливные яблочки – 2ч Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20.Овладение практическими навыками деления числа на части на нагляднообразной основе. Перевод больших единиц измерения в более мелкие и наоборот. Истинность/ложность высказываний. Занятие 15.Про Машу и трёх медведей – 2ч Состав чисел 9, 10, 11.Задачи на нахождение суммы.Чтение таблицы, дополнение недостающих в таблице данных.Установление закономерностей. Занятие 16.Про старика, старуху, волка и лисичку – 2ч Задачи на нахождение части. Состав числа 12.Чтение таблицы; заполнение недостающих данных в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам. Практика работы с круговыми диаграммами, сравнение секторов круговой диаграммы. Занятие 17.Про медведя, лису и мишкин мёд – 1 ч Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. Чтение простейших чертежей. 2 класс (34 часа) Занятие 1.Про беличьи запасы -2ч Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. Сравнение чисел в пределах 100. 8 Занятие 2.Медвежье потомство -2ч Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи. Занятие 3. Про зайчат и зайчиху -2ч Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. Занятие 4.Лисьи забавы -2ч Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. Занятие 5.Про крота -2ч Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. Занятие 6.Про ежа -2ч Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. Запись слова с помощью кода. Сравнение количества месяцев. Занятие 7.Про полевого хомяка -2ч Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. Занятие 8.Бобры-строители -2ч Диаметр, длина окружности, решение практических задач. Работа с чертежом. Решение логических задач. Занятие 9. Магия чисел -2ч Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. Занятие 10.Танграм -2ч Составление фигур из частей танграма. Занятие 11. Задачи-ловушки -2ч Задачи с некорректными и неполными формулировками. Занятие 12. Алгоритмы -2ч Конструирование алгоритмов, задачи на обратные действия. Занятие 13. Логика перебора -2ч Систематический перебор вариантов. Решение задач. Занятие 14.Как считали в старину -2ч Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. Занятие 15. Красота математики -2ч Связь математических закономерностей с окружающим миром. Занятие 16. Логические задачи -2ч Решение логических задач на основе схем и таблиц. Занятие 17.Числовые закономерности и ребусы -2ч Поиск числовых закономерностей и разгадка ребусов 9 3 класс (34 часа) Занятие 1. Умный счет -2ч Метод группировки парами. Метод группировки в задачах с геометрическим содержанием. Занятие 2. Разрезания фигур -2ч Способы решения задач на разрезание фигуры на равные части.Представления о переборе вариантов. Представления о симметрии и повороте фигур. Занятие 3. Круглые задачи -2ч Приемы поиска циклов в числовых закономерностях. Использование длины цикла для подсчетов. Занятие 4. Элементарно! -2ч Методы нахождения количества элементов пересечения и объединения множеств с помощью диаграммы Эйлера — Венна. Занятие 5. Точки и кусочки -2ч Геометрические свойства взаимного расположения прямых, отрезков и точек на плоскости. Метод «проб и ошибок» при решении геометрических задач. Занятие 6. Путешествие с числами -2ч Понятие суммы цифр числа и его применение в задачах. Способ решения задач на нахождение наибольшего/наименьшего числа (с помощью вычеркивания цифр). Метод перебора вариантов. Занятие 7. Смотри! -2ч Прием использования чертежей для решения нестандартных арифметических задач. Связь числа разрезов и числа частей при делении отрезка и окружности. Занятие 8. Переливания-2ч Алгоритм. Табличная запись алгоритма (на примере задач на отмеривание жидкости с помощью двух и более емкостей). Укрупнение шагов алгоритма (алгоритмические циклы). Метод перебора вариантов. Занятие 9. Маршруты-2ч Представление о графе как средстве отображения объектов и связей между ними. Метод «проб и ошибок». Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. Занятие 10. Числовые ребусы-2ч Принцип «узких мест» для упрощения перебора на примере числовых ребусов. Занятие 11. Уравнивание-2ч 10 Использование вспомогательной схемы с единичным отрезком. Метод «анализ с конца». Занятие 12. Четность-2ч Четность суммы и разности двух чисел. Признак делимости на 2. Первичный опыт использования свойств четности при решении задач. Занятие 13. Кручу-верчу-2ч Представления об осевой симметрии. Поворот фигуры на прямой угол. Использование симметрии и поворота при решении задач на разрезание. Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. Занятие 14. Лови момент!-2ч Способы работы с отрезками времени. Первичный опыт решения задач на движение по реке (по течению и против) на примере задач про время. Занятие 15. Правда или ложь?-2ч Основы математической логики высказываний. Метод перебора при решении логических задач. Занятие 16. Последняя цифра-2ч Изменение последней цифры числа при арифметических действиях. Признак делимости на 10 и его использование в задачах. Занятие 17. Числовые лесенки-2ч Метод перебора вариантов. Разбиение задачи на подзадачи. 4 класс (34 часа) Занятие 1. В бассейне-2ч Расписание занятий, выгодная покупка. Задачи на определение скорости плавания. Логические задачи. Занятие 2. Делаем ремонт-2ч Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов. Задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни. Задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни. Чтение простых чертежей и нанесение на них известных размеров. Занятие 3. Украшаем дом-2ч Расчёт стоимости украшений для дома. Задачи на расчёт затрат на приобретение аксессуаров для дома. Составление и чтение простых планов. Занятие 5. Садовый участок-2ч Расходы на обустройство участка, площадь и периметр. Чтение простого чертежа и определение его масштаба. Нахождение площади и периметра участка и построек на нём. Занятие 6. Обустраиваем участок-2ч 11 Расчёт стоимости покупки рассады, саженцев, оборудования участка. Задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость».Составление и чтение простых планов. Занятие 7. Поход в кино-2ч Расходы на поход в кино. Нахождение заданных временных промежутков с помощью календаря. Задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость». Занятие 8. Идём в театр-2ч Расходы на поход в театр. Нахождение заданных временных промежутков с помощью календаря. Задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость». Занятие 9. Отправляемся в путешествие-2ч Расходы на организацию путешествия. Нахождение заданных временных промежутков с помощью календаря. Задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость». Выгодная покупка. Составление алгоритма действий. Занятие 10. Осуществляем мечты-2ч Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. Занятие 11.Магическийквадрат-2ч Подсчет двумя способами в арифметических задачах, конструкции с натуральными числами. Занятие 12.Остров рыцарей и лжецов-2ч Метод перебора в логических задачах, использование отрицаний простейших высказываний. Занятие 13.Метод перебора-2ч Сведение перебора в текстовой задаче к перебору малого числа вариантов, доказательство нахождения всех решений. Занятие 14.Буквенные ребусы-2ч Метод перебора в арифметических задачах, доказательство отсутствия решения (с помощью оценок, перебора вариантов, четности). Занятие 15. Дни недели-2ч Недельная и годовая цикличность, день недели как остаток от деления на 7. Занятие 16.Чередование-2ч Чередование объектов в ряду, по кругу. Относительное количество чередующихся объектов. Четность суммы чисел в промежутке. Связь чередования и разбиения на пары. Занятие 17.По прямой — кратчайший путь!-2ч 12 Приближенное вычисление длин ломаных и кривых, кратчайшие пути на развертках. 13 14 Тематическое планирование программы № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Содержание (разделы, темы) Про жадных медвежат и сыр Про дедку и про репку Про путешествие колобка Про кота-рыболова и его улов 1 класс (17 часов) Тип Форма занятия проведения Колво часов 2 аудитор. 2 аудитор. 2 2 аудитор. аудитор. Про теремок и звериную дружбу Про вершки и корешки 2 аудитор. 2 аудитор. Геометрия вокруг нас 2 аудитор. Беседа. Викторина. Беседа. Творческое задание. Беседа. Решение логических задач. Установление закономерносте й. Беседа. Анализ данных. Установление закономерносте й. Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. ЦОР/ЭОР https://learningap ps.org/index.php? s=математика https://uchi.ru/acti vities/teacher/ https://uchitel.clu b/workprograms https://urok.1sept. ru/articles/687706 http://skiv.instrao. ru/bankzadaniy/matemati cheskayagramotnost/ 15 Про дудочку и кувшинчик 9. Про Машеньку, пирожки и медведя 10. Про курочку Рябу, золотые и простые яйца 11. Про козу, козлят и капусту 12. Про петушка и жерновцы 2 2 аудитор. Беседа. Работа с таблицей. аудитор. Беседа. Работа с таблицей. аудитор. Работа в парах. 2 аудитор. 2 аудитор. 13. Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки 14. Про наливные яблочки 15. Про Машу и трёх медведей 2 аудитор. 2 аудитор. 2 аудитор. 16. Про старика, старуху, волка и лисичку 17. Про медведя, лису и мишкин мёд 2 аудитор. 1 аудитор. 8. № Содержание (разделы, темы) 2 Колво часов Беседа. Викторина. Установление закономерносте й. Работа в группах. Чтение простейших чертежей. 2 класс (34 часа) Тип Форма проведения занятия 1. Про беличьи запасы 2 аудитор. 2. Медвежье потомство 2 аудитор. Про зайчат и 2 3. Работа в группах. Работа с таблицей. Беседа. Работа в группах. аудитор. Беседа. Анализ данных. Беседа. Решение логических задач. Беседа. Решение ЦОР/ЭОР https://learningapps. org/index.php?s=ма тематика https://uchi.ru/activi ties/teacher/ https://uchitel.club/ 16 зайчиху 4. Лисьи забавы 2 аудитор. логических задач. Работа с диаграммами. Решение логических задач. Работа с диаграммами. Решение логических задач. Беседа. Анализ данных. Работа в группах. 5. Про крота 2 аудитор. 6. Про ежа 2 аудитор. 7. Про полевого хомяка 2 аудитор. 8. Встреча друзей 2 аудитор. Решение логических задач. 9. Магия чисел 2 аудитор. Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуальн о. 10. Танграм 2 аудитор. Практическая работа с фигурами. 11. Задачи-ловушки 2 аудитор. Работа в парах. 12. Алгоритмы 2 аудитор. Конструирова ние алгоритмов 13. Логика перебора 2 аудитор. workprograms https://urok.1sept.ru/ articles/687706 http://skiv.instrao.ru /bankzadaniy/matematich eskaya-gramotnost/ Работа в группах. 17 14. Как считали в старину 2 аудитор. Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуальн о. 15. Красота математики 2 аудитор. 16. Логические задачи 2 аудитор. Беседа. Анализ данных. Решение логических задач. 17. Числовые закономерности и ребусы 2 аудитор. № Содержание (разделы, темы) Колво часов Поиск числовых закономернос тей и разгадка ребусов. 3 класс (34 часа) Тип Форма проведения занятия ЦОР/ЭОР 1. Умный счет 2 аудитор. Беседа. Анализ данных. https://learningapps. org/index.php?s=ма тематика 2. Разрезания фигур 2 аудитор. Работа с фигурами. https://uchi.ru/activi ties/teacher/ 3. Круглые задачи 2 аудитор. Работа в парах. https://uchitel.club/ workprograms 4. Элементарно! 2 аудитор. Решение логических задач. https://urok.1sept.ru/ articles/687706 18 5. Точки и кусочки 2 аудитор. Беседа. Анализ данных. 6. Путешествие с числами 2 аудитор. Игра. 7. Смотри! 2 аудитор. Беседа. Чтение чертежей. 8. Переливания 2 аудитор. Беседа. Анализ данных. 9. Маршруты 2 аудитор. Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуальн о. 10. Числовые ребусы 2 аудитор. Работа в группах. 11. Уравнивание 2 аудитор. Работа в группах. 12. Четность 2 аудитор. Беседа. Анализ данных. 13. Кручу-верчу 2 аудитор. Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуальн о. 14. Лови момент! 2 аудитор. Конкурс. http://skiv.instrao.ru /bankzadaniy/matematich eskaya-gramotnost/ 19 15. Правда или ложь? 2 аудитор. Использовани е перебора при решении логических задач. 16. Последняя цифра 2 аудитор. Игра. 17. Числовые лесенки 2 аудитор. Игра. № Содержание (разделы, темы) Колво часов 4 класс (34 часа) Тип Форма проведения занятия ЦОР/ЭОР 1. В бассейне 2 аудитор. Решение логических задач. https://learningapps. org/index.php?s=ма тематика 2. Делаем ремонт 2 аудитор. Чтение простых чертежей и нанесение на них известных размеров. https://uchi.ru/activi ties/teacher/ 3. Украшаем дом 2 4. Праздничный торт 2 5. Садовый участок 2 https://uchitel.club/ workprograms https://urok.1sept.ru/ articles/687706 аудитор. Составление и http://skiv.instrao.ru чтение /bankпростых планов. zadaniy/matematich eskaya-gramotnost/ аудитор. Составление и чтение простых планов. аудитор. Чтение простого чертежа и 20 определение его масштаба. 6. Обустраиваем 2 аудитор. Составление и чтение простых планов. участок 7. Поход в кино 2 аудитор. Работа в группах. 8. Идём в театр 2 аудитор. Игра. 9. Отправляемся в путешествие 2 аудитор. Составление алгоритма действий. 10. Осуществляем мечты 2 аудитор. Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуальн о. 11. Магический квадрат 2 аудитор. Решение логических задач. 12. Остров рыцарей и лжецов 2 аудитор. Викторина. 13. Метод перебора 2 аудитор. Работа в парах. 14. Буквенные ребусы 2 аудитор. Беседа. Анализ данных. 15. Дни недели 2 аудитор. Игра. 16. Чередование 2 аудитор. Работа в группах. 21 17. По прямой — кратчайший путь! 2 аудитор. Играпутешествие. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочнойдеятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением). Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочнойдеятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением). Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочнойдеятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учениес увлечением). Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://learningapps.org/index.php?s=математика https://uchi.ru/activities/teacher/ https://uchitel.club/workprograms https://urok.1sept.ru/articles/687706 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 22 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, магнитная доска. Наборы сюжетных и предметных картинок. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Цифровой веер, учебные весы, набор «Танграм», набор геометрических фигур, рабочие листы к занятиям, тетради, бумага разного формата, письменные и чертёжные принадлежности. 23