Пояснительная записка Программа элективного курса « Вперед, к звездам » разработана в соответствии с ФГОС СОО по обществознанию (углубленный уровень). Планирование составлено на основе авторской программы Карпинчик С.Г., Тевиковой Т.В. « Человек в современном глобальном мире».. Современное общество характеризуется динамизмом социальных процессов, информационными коммуникациями, глобализацией в различных сферах жизни, диалогом культур. Глобализация изменяет все параметры нынешнего человеческого существования. Вызовы современности требуют от молодого поколения умения ориентироваться в потоках социальной информации, взаимодействовать с другими людьми в полиэтническом, поликультурном, поликонфессиональном обществе. Данный учебный курс связан с предметом «Обществознание», дополняет и углубляет его разделы и темы: «Человек, общество, природа», «Развитие общества», «Сфера духовной жизни», «Образование». Программа рассчитана на 34 час (по 1 часу в неделю) 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1.1. Личностные планируемые результаты № п/п 1 Критерий сформированности Самоопределение (личностное, жизненное, профессиональное) Личностные результаты обучающихся 1.1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России Знаниевый компонент: − наличие системных исторических знаний, понимание места и роли России, ее многонационального народа в мировой истории, в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире, вклада родного края в решение важнейших проблем государства Мотивационный компонент: − сформированная потребность давать обоснованную интерпретацию историческому прошлому Родины и актуальным событиям, происходящим в Отечестве, в том, числе, родном крае; − сформированная ориентация на проявлениероссийской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, сформированность уважения государственных символов (герб, флаг, гимн) Деятельностный компонент: − сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения о роли и месте России, ее многонационального народа в мировой истории, в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире, вклада родного края в решение важнейших проблем государства 1.2. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества Знаниевый компонент: 2 № п/п Критерий сформированности Личностные результаты обучающихся − знание мер ответственности за нарушение закона и порядка; − сформированные знания о возможностях законного проявления гражданской позиции Мотивационный компонент: − устойчивая мотивация на совершение ответственных поступков перед обществом; − сформированная потребность проявления активной гражданской позиции в повседневной жизни Деятельностный компонент: − владение умениями прогнозировать последствия принимаемых решений; − осознанное проявление активной гражданской позиции в повседневной жизни − 1.3.Обладание чувством собственного достоинства Знаниевый компонент: − знание содержание понятия «собственное достоинство» Мотивационный компонент: − устойчивая потребность в проявлении собственного достоинства во взаимодействии с окружающими людьми Деятельностный компонент: − совершение поступков с самоощущением человека, высоко оценивающего свои социальные права и свою социальную ценность 1.4. Принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей Знаниевый компонент: − сформированность системных знаний о традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностях Мотивационный компонент: − наличие устойчивой мотивации на приобщение к традиционным национальным и общечеловеческим гуманистическим и демократическим ценностям Деятельностный компонент: − демонстрация принятия традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; − осознанное следование ценностным установкам многонационального российского общества 1.5. Готовность к служению Отечеству, его защите Знаниевый компонент: − наличие знаний о воинском долге, традициях и истории защиты Отечества; Мотивационный компонент: − устойчивая потребность в совершении общественнозначимой деятельности, реализации социальных проектов, в проявлении бескорыстного стремления служить на благо 3 № п/п Критерий сформированности Личностные результаты обучающихся Отечества и своих близких на своем рабочем месте; − личная внутренняя мотивация в час «Ч» встать на защиту Отечества Деятельностный компонент: − системное проявление ценностного отношения к службе в армии; − пропаганда и распространение идеи важности служению Отечеству, его процветанию на своем рабочем месте, его защиты 1.6. Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов Знаниевый компонент: − сформированность системных знаний об особенностях рынка труда и потребностях Челябинской области Мотивационный компонент: − наличие сформированной мотивации к проектированию собственных жизненных планов в отношении к дальнейшей профессиональной дея-тельности с учетом собственных возможностей, и особенностей рынка труда и потребностей Челябинской области; − потребность решать в будущей профессиональной деятельности личные, общественные, государственные, общенациональные проблемы Деятельностный компонент: − осуществление осознанного выбора будущей профессии для реализации собственных жизненных планов с учетом собственных возможностей, и особенностей рынка труда и потребностей региона 1.7. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Знаниевый компонент: − системные знания основных принципов всех сфер жизни общества; − наличие сформированных образных представлений о мире и месте в нем человека; − осознание собственного места в поликультурном мире; − знание основ межкультурной коммуникации Мотивационный компонент: − устойчивая потребность в проявлении собственных взглядов, жизненных позиций, убеждений, идеалов Деятельностный компонент: − системнаядемонстрация взглядов, жизненных позиций, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций в повседневной жизни; − применение в повседневной жизни умения вести диалог, 4 № п/п 2 Критерий сформированности Смыслообразование Личностные результаты обучающихся обосновывать свою точку зрения по различным проблемам современной науки и общественной практики 2.1. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества Знаниевый компонент: − знание способов саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; − владение навыками развития силы воли и самоконтроля Мотивационный компонент: − сформированная направленность на комплексное развитие своих положительных качеств в разных сферах – физической, интеллектуальной, творческой, эмоциональной, духовной Деятельностный компонент: − демонстрация постоянной добровольной работы над собой; − проявление сформированных умений противостоять слабостям, лени, привычкам, инстинктам; − сформированность умений осуществлять рефлексию в процессе саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества 2.2. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности Знаниевый компонент: − понимание значимости самостоятельных и ответственных решений; − знание многообразия проявлений творческих подходов Мотивационный компонент: − интерес к нестандартным и продуктивным решениям в разных видах деятельности; − установка на ответственный подход в решении учебных и внеучебных задач Деятельностный компонент: − проявление самостоятельности и ответственности в учебной и внеучебной деятельности; − креативный подход в различных видах деятельности 2.3. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в различных видах деятельности Знаниевый компонент: − знание эффективных приемов коммуникации с учетом возрастных особенностей лиц; − знание приемов бесконфликтного общения в совместной деятельности с различными участниками образовательных отношений Мотивационный компонент: − стремление к продуктивному сотрудничеству; − потребность налаживать новые продуктивные 5 № п/п Критерий сформированности Личностные результаты обучающихся коммуникации Деятельностный компонент: − умение противостоять давлению и манипуляциям со стороны различных лиц; − умение высказывать свою позицию, аргументировать свои убеждения, считаться с мнением сверстников, детей младшего возраста, взрослыми в разных видах деятельности 2.4.Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения Знаниевый компонент: − знание основ поведения в поликультурном мире; − знание механизмов взаимовыгодного сотрудничества Мотивационный компонент: − готовность вести конструктивный диалог с другими людьми; − стремление к достижению взаимопонимания с различными возрастными категориями лиц Деятельностный компонент: − умение находить общие цели и сотрудничать с людьми для их достижения; − способность выстраивать толерантное поведение в поликультурном пространстве 2.5. Сформированность способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям Знаниевый компонент: − понимание вариантов проявления экстремизма, национализма, ксенофобии; − осознание последствий дискриминации лиц по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам Мотивационный компонент: − стремление опровергнуть негативные идеологии по отношению к лицам с различными национальностями; − устойчивость по отношению давления негативных убеждений по отношению к лицам с различными религиозными убеждениями Деятельностный компонент: − умение противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; − выступление противнасилия по социальным, религиозным, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям 2.6. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, 6 № п/п Критерий сформированности Личностные результаты обучающихся употребления алкоголя, наркотиков Знаниевый компонент: − знание способов физического самосовершенствования; − понимание последствий употребления психоактивных веществ Мотивационный компонент: − ориентация на ценности здорового и безопасного образа жизни; − установка на неприятие вредных привычек Деятельностный компонент: − направленность деятельности на поддержание здорового образа жизни (занятие спортом, правильное питание и т.д.); − пропаганда здорового образа жизни и профилактики вредных привычек в референтной группе 2.7. Сформированность бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей Знаниевый компонент: − знание способов сохранения физического и психологического здоровья; Мотивационный компонент: − стремление к сохранению собственно психофизического здоровья; − заинтересованность в комфортном самочувствии других людей Деятельностный компонент: − бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому здоровью своему и здоровью других людей; − деятельность, направленная на сохранение психологического здоровья, как собственного, так и других 2.8. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни Знаниевый компонент: − знание различных способов, форм и вариантов самообразования; − понимание аспектов, по которым необходимо выстроить самообразование Мотивационный компонент: − стремление к самообразованию в течение всей жизни; − интерес к саморазвитию в различных аспектах Деятельностный компонент: − применение различных форм самообразования (чтение книг, информационных порталов в сети интернет, посещение семинаров, тренингов, участие в конференциях и пр.); − проявление познавательной активности на уроках, направленность на достижение хороших и высоких образовательных результатов 2.9. Сформированность сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной 7 № п/п 3 Критерий сформированности Нравственноэтическая ориентация Личностные результаты обучающихся профессиональной и общественной деятельности Знаниевый компонент: − понимание значимости выбранной профессии для общественной жизни Мотивационный компонент: − направленность на получение профессионального образования; − интерес к практическим профессиональным пробам в аспекте выбранной профессии Деятельностный компонент: − деятельность по расширению своей осведомленности в аспекте выбранной профессиональной сфере; − изучение литературы по выбранному направлению в профессиональной деятельности, сайтов, научно-популярных фильмов, научных телеканалов, посещение курсов подготовки к поступлению в профессиональное учебное заведение и т. п. 3.1. Освоение и принятие общечеловеческих моральных норм и ценностей Знаниевый компонент: − наличие знаний об основных общечеловеческих моральных нормах (добро, зло, любовь, справедливость, долг, ответственность, совесть, стыд и т. д.); − наличие знаний о базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, искусство и литература, природа, человечество, труд, творчество и т. д.) Мотивационный компонент: − интериоризация моральных норм и ценностей с учетом имеющегося жизненного опыта, личностных установок, положительных нравственных образцов; − наличие внутреннего побуждения к нравственному поступку Деятельностный компонент: − умение охарактеризовать с опорой на основные моральные нормы и ценности поступки литературных персонажей, исторических личностей, ученых; − демонстрация нравственного поведения в школьном коллективе, семье и обществе. 3.2. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды Знаниевый компонент: − знание закономерностей развития экологических систем, особенностей влияния социально-экономических процессов на состояние природы родного края, России и мира; − знание реальных последствий деятельности человека на состояние экологических систем родного края, России и мира Мотивационный компонент: − наличие устойчивых внутренних мотивов, направленных 8 № п/п Критерий сформированности Личностные результаты обучающихся на улучшение экологической обстановки Челябинской области, России и мира Деятельностный компонент: − проявление активной позиции в инициации и (или) реализации реальных экологических проектах 3.3. Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни Знаниевый компонент: − знание основ семейной жизни, в том числе правовых Мотивационный компонент: − наличие обоснованных мотивов к созданию собственной гармоничной и благополучной семьи в перспективе Деятельностный компонент: − осознание адекватной модели семейной жизни и воспитания детей 3.4. Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений Знаниевый компонент: − наличие знаний об основных эстетических категориях: категории эстетической деятельности, категории общественной жизни, категории искусства Мотивационный компонент: − наличие устойчивой эстетической мотивации, направленной на удовлетворение высших потребностей в уважении, признании и самореализации Деятельностный компонент: − проявление сформированного эстетического вкуса в быту, научном и техническом творчестве, спорте, общественных отношениях 1.2. Метапредметные планируемые результаты Универсальные учебные действия Метапредметные планируемые результаты Регулятивные универсальные учебные действия Р3 Р3.3 Оценивать возможные последствия Прогнозирование достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали Р7 Принятие Р7.1 Самостоятельно оценивать и принимать решений решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей Коммуникативные универсальные учебные действия К12 К12.1 Осуществлять деловую коммуникацию Сотрудничество как со сверстниками, так и со взрослыми Типовые задачи развития УУД (программа развития УУД) Проблемно-ценностное общение Проблемно-ценностное общение Дискуссии Дебаты 9 Универсальные учебные действия К13 Коммуникация Метапредметные планируемые результаты Типовые задачи развития УУД (программа развития УУД) (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий К12.2 Учитывать позиции других участников деятельности К12.3 Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого К12.4 Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития К12.5 При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.) К12.6 Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия К12.7 Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений К12.8 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности К13.1 Развернуто, логично и точно излагать Дискуссии свою точку зрения с использованием Дебаты адекватных (устных и письменных) языковых средств 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 1. Человек как субъект жизни и наивысшая ценность на Земле. Человек и природа. Человек и семья. Дом – начало начал. Человек и его профессия. Профессиональный труд как способ самовыражения. Человек в его многообразных творческих увлечениях. Человек в общении с другими людьми. Человек в отношении к самому себе. Человек как стратег жизни в отношении к прошлому настоящему и будущему. Ураловед. Путешествия по Уралу. Соль земли. Формы внеурочной деятельности: просмотр фильма, этическая беседа, дискуссия. 10 Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение. 2. Нормы культурной жизни. Физическая культура и спорт. Экологическая культура. Культура умственного и физического труда. Фильмы: «Движение вверх», реж. Антон Мегердичев, 2017, «Легенда №17», реж. Николай Лебедев, 2013; «Счастливая, Женька!», реж. Александр Панкратов, 1984, «Высота», реж.А. Зархи, 1957; «Социальная сеть», реж. Дэвид Финчер, 2010, «Стажер», реж. Нэнси Майерс, 2015 Формы внеурочной деятельности: просмотр фильма, этическая беседа, дискуссия. Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение. 3. Социальное устройство человеческой жизни. Родина в судьбе человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Память человечества о заслугах героев. Различия людей в обществе. Поступок отдельного человека в контексте общественного развития. Фильмы: «Кандагар», реж. Андрей Кавун, 2009, «9 рота», реж. Федор Бондар-чук, 2005, «Грозовые ворота», реж. Андрей Малюков, 2006; «Освобождение. Ог-ненная дуга»,1968, «Освобождение. Прорыв»,1969, «Освобождение. Битва за Берлин».1971, «Освобождение. Последний штурм», 1971, реж. Юрий Озеров Формы внеурочной деятельности: просмотр фильма, беседа, дискуссия, дебаты. Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение. 4. Формирование образа жизни, достойной Человека. Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни. Добровольчество в сфере культуры. Истина. Жизнь как поиск истины. Красота в жизни человека. Красота мужская и красота женская Фильмы: «#ЯВолонтер. Истории неравнодушных»,компания «Лаборатория социального кино «Третий сектор», 2019; «Дым Отечества», реж. Ярополк Лапшин, 1980; «Земля будущего», реж. Бред Берд Формы внеурочной деятельности: просмотр фильма, беседа, дискуссия. Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение. 5. Индивидуальный выбор Человеком своего жизненного пути. Назначение человека в жизни: мыслить, содействовать благу других, созидать. «Я» в мире и мир в моем «Я»: неповторимость отражений. Образ человека и образ жизни. Судьба и человек как хозяин судьбы. Человек как философ: способность отдавать отчет в 11 собственной жизни. Фильмы: «Летят журавли», реж. Михаил Калатозов, 1957; «Доживем до понедельника», реж. Станислав Ростоцкий, 1968; «12», реж. Н. Михалков,2007; «Философы. Урок выживания», реж. Дж. Хаддлс, 2013 Формы внеурочной деятельности: просмотр фильма, беседа, дискуссия. Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение. 12 3. Тематическое планирование № п/п Тема раздела 1 Человек как субъект жизни и наивысшая ценность на земле 2 Нормы культурной жизни 3 Социальное устройство человеческой жизни 4 Формирование образа жизни, достойной Человека 5 Индивидуальный выбор Человеком своего жизненного пути Реализация воспитательного потенциала занятия Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества. Сформированность бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений. Принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни Обладание чувством собственного достоинства. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни Количество часов 8 3 7 7 9 Итого: 34 4. Календарно-тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Тема урока Количество Дата часов проведения 1. Человек как субъект жизни и наивысшая ценность на Земле (8 часов) Человек и его природа 1 Человек и семья 1 Дом - начало всех начал 1 Человек и его профессия 1 Человек в многообразны творческих увлечениях 1 Человек в общении с другими людьми 1 Человек в отношении к самому себе 1 Человек как стратег жизни в отношении к прошлому, 1 настоящему и будущему 2. Нормы культурной жизни (3 часа) Физическая культура и спорт 1 Экологическая культура 1 Культура умственного и физического труда 1 3. Социальное устройство человеческой жизни (7 часов) Родина в судьбе человека 1 Патриотизм в отношении к Отечеству 1 Память человечества о заслугах героев 2 Различия людей в обществе. справедливом обществе Мечта человечества о 2 Поступок отдельного человека в контексте общественного 1 развития 4. Формирование образа жизни, достойной Человека (7 часов) Добро как общая категория, отражающая закон человеческой 2 жизни Добровольчество в сфере культуры 2 Истина. Жизнь как поиск истины Красота в жизни человека. Красота мужская и красота женская 1 2 5. Индивидуальный выбор Человеком своего жизненного пути (9 часов) Назначение человека в жизни: мыслить, содействовать благу 2 других, созидать «Я» в мире и мир в моем «Я»: неповторимость отражений Образ человека и образ жизни 1 2 Судьба и человек как хозяин судьбы Человек как философ: способность собственной жизни Подготовка к защите проектов Защита проектов 1 1 отдавать отчет в 1 1 2 3