Рабочая программа элективного курса Вперед к звездам

Пояснительная записка
Программа элективного курса « Вперед, к звездам » разработана в соответствии с ФГОС
СОО по обществознанию (углубленный уровень). Планирование составлено на основе
авторской программы Карпинчик С.Г., Тевиковой Т.В. « Человек в современном глобальном
мире».. Современное общество характеризуется динамизмом социальных процессов,
информационными коммуникациями, глобализацией в различных сферах жизни, диалогом
культур. Глобализация изменяет все параметры нынешнего человеческого существования.
Вызовы современности требуют от молодого поколения умения ориентироваться в потоках
социальной информации, взаимодействовать с другими людьми в полиэтническом,
поликультурном, поликонфессиональном обществе. Данный учебный курс связан с
предметом «Обществознание», дополняет и углубляет его разделы и темы: «Человек,
общество, природа», «Развитие общества», «Сфера духовной жизни», «Образование».
Программа рассчитана на 34 час (по 1 часу в неделю)

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1. Личностные планируемые результаты
№
п/п
1

Критерий
сформированности
Самоопределение
(личностное,
жизненное,
профессиональное)

Личностные результаты обучающихся
1.1.
Сформированность
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России
Знаниевый компонент:
− наличие системных исторических знаний, понимание места и
роли России, ее многонационального народа в мировой
истории, в многообразном, быстро меняющемся глобальном
мире, вклада родного края в решение важнейших проблем
государства
Мотивационный компонент:
− сформированная
потребность
давать
обоснованную
интерпретацию историческому прошлому Родины и
актуальным событиям, происходящим в Отечестве, в том,
числе, родном крае;
− сформированная ориентация на проявлениероссийской
гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, сформированность
уважения государственных символов (герб, флаг, гимн)
Деятельностный компонент:
− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою
точку зрения о роли и месте России, ее многонационального
народа в мировой истории, в многообразном, быстро
меняющемся глобальном мире, вклада родного края в решение
важнейших проблем государства
1.2. Сформированность гражданской позиции как активного и
ответственного члена российского общества
Знаниевый компонент:
2

№
п/п

Критерий
сформированности

Личностные результаты обучающихся
− знание мер ответственности за нарушение закона и порядка;
− сформированные знания о возможностях законного
проявления гражданской позиции
Мотивационный компонент:
− устойчивая мотивация на совершение ответственных
поступков перед обществом;
− сформированная
потребность
проявления
активной
гражданской позиции в повседневной жизни
Деятельностный компонент:
− владение
умениями
прогнозировать
последствия
принимаемых решений;
− осознанное проявление активной гражданской позиции в
повседневной жизни
−
1.3.Обладание чувством собственного достоинства
Знаниевый компонент:
− знание содержание понятия «собственное достоинство»
Мотивационный компонент:
− устойчивая потребность в проявлении собственного
достоинства во взаимодействии с окружающими людьми
Деятельностный компонент:
− совершение поступков с самоощущением человека, высоко
оценивающего свои социальные права и свою социальную
ценность
1.4.
Принятие
традиционных
национальных
и
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей
Знаниевый компонент:
− сформированность системных знаний о традиционных
национальных и общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностях
Мотивационный компонент:
− наличие устойчивой мотивации на приобщение к
традиционным
национальным
и
общечеловеческим
гуманистическим и демократическим ценностям
Деятельностный компонент:
− демонстрация принятия традиционных национальных и
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
− осознанное
следование
ценностным
установкам
многонационального российского общества
1.5. Готовность к служению Отечеству, его защите
Знаниевый компонент:
− наличие знаний о воинском долге, традициях и истории
защиты Отечества;
Мотивационный компонент:
− устойчивая потребность в совершении общественнозначимой деятельности, реализации социальных проектов, в
проявлении бескорыстного стремления служить на благо
3

№
п/п

Критерий
сформированности

Личностные результаты обучающихся
Отечества и своих близких на своем рабочем месте;
− личная внутренняя мотивация в час «Ч» встать на защиту
Отечества
Деятельностный компонент:
− системное проявление ценностного отношения к службе в
армии;
− пропаганда и распространение идеи важности служению
Отечеству, его процветанию на своем рабочем месте, его
защиты
1.6. Сформированность осознанного выбора будущей
профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и
возможностей реализации собственных жизненных планов
Знаниевый компонент:
− сформированность системных знаний об особенностях
рынка труда и потребностях Челябинской области
Мотивационный компонент:
− наличие сформированной мотивации к проектированию
собственных жизненных планов в отношении к дальнейшей
профессиональной дея-тельности с учетом собственных
возможностей, и особенностей рынка труда и потребностей
Челябинской области;
− потребность решать в будущей профессиональной
деятельности личные, общественные, государственные,
общенациональные проблемы
Деятельностный компонент:
− осуществление осознанного выбора будущей профессии
для реализации собственных жизненных планов с учетом
собственных возможностей, и особенностей рынка труда и
потребностей региона
1.7. Сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире
Знаниевый компонент:
− системные знания основных принципов всех сфер жизни
общества;
− наличие сформированных образных представлений о мире
и месте в нем человека;
− осознание собственного места в поликультурном мире;
− знание основ межкультурной коммуникации
Мотивационный компонент:
− устойчивая потребность в проявлении собственных
взглядов, жизненных позиций, убеждений, идеалов
Деятельностный компонент:
− системнаядемонстрация взглядов, жизненных позиций,
убеждений, идеалов, ценностных ориентаций в повседневной
жизни;
− применение в повседневной жизни умения вести диалог,
4

№
п/п

2

Критерий
сформированности
Смыслообразование

Личностные результаты обучающихся
обосновывать свою точку зрения по различным проблемам
современной науки и общественной практики
2.1. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества
Знаниевый компонент:
− знание способов саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества;
− владение навыками развития силы воли и самоконтроля
Мотивационный компонент:
− сформированная направленность на комплексное развитие
своих положительных качеств в разных сферах – физической,
интеллектуальной, творческой, эмоциональной, духовной
Деятельностный компонент:
− демонстрация постоянной добровольной работы над
собой;
− проявление сформированных умений противостоять
слабостям, лени, привычкам, инстинктам;
− сформированность умений осуществлять рефлексию в
процессе саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества
2.2. Готовность и способность к самостоятельной, творческой
и ответственной деятельности
Знаниевый компонент:
− понимание значимости самостоятельных и ответственных
решений;
− знание многообразия проявлений творческих подходов
Мотивационный компонент:
− интерес к нестандартным и продуктивным решениям в
разных видах деятельности;
− установка на ответственный подход в решении учебных и
внеучебных задач
Деятельностный компонент:
− проявление самостоятельности и ответственности в
учебной и внеучебной деятельности;
− креативный подход в различных видах деятельности
2.3.
Сформированность
навыков
сотрудничества
со
сверстниками, взрослыми в различных видах деятельности
Знаниевый компонент:
− знание эффективных приемов коммуникации с учетом
возрастных особенностей лиц;
− знание приемов бесконфликтного общения в совместной
деятельности с различными участниками образовательных
отношений
Мотивационный компонент:
− стремление к продуктивному сотрудничеству;
− потребность
налаживать
новые
продуктивные
5

№
п/п

Критерий
сформированности

Личностные результаты обучающихся
коммуникации
Деятельностный компонент:
− умение противостоять давлению и манипуляциям со
стороны различных лиц;
− умение высказывать свою позицию, аргументировать свои
убеждения, считаться с мнением сверстников, детей младшего
возраста, взрослыми в разных видах деятельности
2.4.Сформированность толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовность и способность вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения
Знаниевый компонент:
− знание основ поведения в поликультурном мире;
− знание механизмов взаимовыгодного сотрудничества
Мотивационный компонент:
− готовность вести конструктивный диалог с другими
людьми;
− стремление
к
достижению
взаимопонимания
с
различными возрастными категориями лиц
Деятельностный компонент:
− умение находить общие цели и сотрудничать с людьми
для их достижения;
− способность выстраивать толерантное поведение в
поликультурном пространстве
2.5. Сформированность способности противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям
Знаниевый компонент:
− понимание
вариантов
проявления
экстремизма,
национализма, ксенофобии;
− осознание
последствий
дискриминации
лиц
по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
Мотивационный компонент:
− стремление опровергнуть негативные идеологии по
отношению к лицам с различными национальностями;
− устойчивость по отношению давления негативных
убеждений по отношению к лицам с различными
религиозными убеждениями
Деятельностный компонент:
− умение
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии;
− выступление
противнасилия
по
социальным,
религиозным, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
2.6. Принятие и реализация ценностей здорового и
безопасного образа жизни, наличие потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
6

№
п/п

Критерий
сформированности

Личностные результаты обучающихся
употребления алкоголя, наркотиков
Знаниевый компонент:
− знание способов физического самосовершенствования;
− понимание последствий употребления психоактивных
веществ
Мотивационный компонент:
− ориентация на ценности здорового и безопасного образа
жизни;
− установка на неприятие вредных привычек
Деятельностный компонент:
− направленность деятельности на поддержание здорового
образа жизни (занятие спортом, правильное питание и т.д.);
− пропаганда здорового образа жизни и профилактики
вредных привычек в референтной группе
2.7. Сформированность бережного, ответственного и
компетентного отношения к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей
Знаниевый компонент:
− знание
способов
сохранения
физического
и
психологического здоровья;
Мотивационный компонент:
− стремление к сохранению собственно психофизического
здоровья;
− заинтересованность в комфортном самочувствии других
людей
Деятельностный компонент:
− бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому здоровью своему и здоровью других людей;
− деятельность,
направленная
на
сохранение
психологического здоровья, как собственного, так и других
2.8. Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни
Знаниевый компонент:
− знание различных способов, форм и вариантов
самообразования;
− понимание аспектов, по которым необходимо выстроить
самообразование
Мотивационный компонент:
− стремление к самообразованию в течение всей жизни;
− интерес к саморазвитию в различных аспектах
Деятельностный компонент:
− применение различных форм самообразования (чтение
книг, информационных порталов в сети интернет, посещение
семинаров, тренингов, участие в конференциях и пр.);
− проявление познавательной активности на уроках,
направленность на достижение хороших и высоких
образовательных результатов
2.9.
Сформированность
сознательного отношения к
непрерывному образованию как условию успешной
7

№
п/п

3

Критерий
сформированности

Нравственноэтическая
ориентация

Личностные результаты обучающихся
профессиональной и общественной деятельности
Знаниевый компонент:
− понимание значимости выбранной профессии для
общественной жизни
Мотивационный компонент:
− направленность
на
получение
профессионального
образования;
− интерес к практическим профессиональным пробам в
аспекте выбранной профессии
Деятельностный компонент:
− деятельность по расширению своей осведомленности в
аспекте выбранной профессиональной сфере;
− изучение литературы по выбранному направлению в
профессиональной деятельности, сайтов, научно-популярных
фильмов, научных телеканалов, посещение курсов подготовки
к поступлению в профессиональное учебное заведение и т. п.
3.1. Освоение и принятие общечеловеческих моральных норм
и ценностей
Знаниевый компонент:
− наличие знаний об основных общечеловеческих
моральных нормах (добро, зло, любовь, справедливость, долг,
ответственность, совесть, стыд и т. д.);
− наличие знаний о базовых национальных ценностях
(патриотизм, социальная солидарность, гражданственность,
искусство и литература, природа, человечество, труд,
творчество и т. д.)
Мотивационный компонент:
− интериоризация моральных норм и ценностей с учетом
имеющегося жизненного опыта, личностных установок,
положительных нравственных образцов;
− наличие внутреннего побуждения к нравственному
поступку
Деятельностный компонент:
− умение охарактеризовать с опорой на основные моральные
нормы и ценности поступки литературных персонажей,
исторических личностей, ученых;
− демонстрация нравственного поведения в школьном
коллективе, семье и обществе.
3.2. Сформированность экологического мышления, понимания
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды
Знаниевый компонент:
− знание закономерностей развития экологических систем,
особенностей влияния социально-экономических процессов на
состояние природы родного края, России и мира;
− знание реальных последствий деятельности человека на
состояние экологических систем родного края, России и мира
Мотивационный компонент:
− наличие устойчивых внутренних мотивов, направленных
8

№
п/п

Критерий
сформированности

Личностные результаты обучающихся
на улучшение экологической обстановки Челябинской
области, России и мира
Деятельностный компонент:
− проявление активной позиции в инициации и (или)
реализации реальных экологических проектах
3.3. Сформированность ответственного отношения к созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни
Знаниевый компонент:
− знание основ семейной жизни, в том числе правовых
Мотивационный компонент:
− наличие обоснованных мотивов к созданию собственной
гармоничной и благополучной семьи в перспективе
Деятельностный компонент:
− осознание адекватной модели семейной жизни и
воспитания детей
3.4. Сформированность эстетического отношения к миру,
включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений
Знаниевый компонент:
− наличие знаний об основных эстетических категориях:
категории
эстетической
деятельности,
категории
общественной жизни, категории искусства
Мотивационный компонент:
− наличие
устойчивой
эстетической
мотивации,
направленной на удовлетворение высших потребностей в
уважении, признании и самореализации
Деятельностный компонент:
− проявление сформированного эстетического вкуса в быту,
научном и техническом творчестве, спорте, общественных
отношениях

1.2. Метапредметные планируемые результаты
Универсальные
учебные действия

Метапредметные планируемые результаты

Регулятивные универсальные учебные действия
Р3
Р3.3 Оценивать возможные последствия
Прогнозирование достижения
поставленной
цели
в
деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали
Р7 Принятие
Р7.1 Самостоятельно оценивать и принимать
решений
решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей
Коммуникативные универсальные учебные действия
К12
К12.1 Осуществлять деловую коммуникацию
Сотрудничество
как со сверстниками, так и со взрослыми

Типовые задачи развития
УУД (программа развития
УУД)

Проблемно-ценностное
общение

Проблемно-ценностное
общение

Дискуссии
Дебаты
9

Универсальные
учебные действия

К13 Коммуникация

Метапредметные планируемые результаты

Типовые задачи развития
УУД (программа развития
УУД)

(как внутри образовательной организации,
так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий
К12.2 Учитывать позиции других участников
деятельности
К12.3 Находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и
суждений другого
К12.4 Спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития
К12.5 При осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей,
критик,
исполнитель,
выступающий,
эксперт и т.д.)
К12.6 Координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия
К12.7
Распознавать
конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений
К12.8 Умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности
К13.1 Развернуто, логично и точно излагать Дискуссии
свою точку зрения с использованием Дебаты
адекватных (устных и письменных)
языковых средств

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
1. Человек как субъект жизни и наивысшая ценность на Земле. Человек и
природа. Человек и семья. Дом – начало начал. Человек и его профессия.
Профессиональный труд как способ самовыражения. Человек в его многообразных
творческих увлечениях. Человек в общении с другими людьми. Человек в
отношении к самому себе. Человек как стратег жизни в отношении к прошлому
настоящему и будущему.
Ураловед. Путешествия по Уралу. Соль земли.
Формы внеурочной деятельности: просмотр фильма, этическая беседа,
дискуссия.
10

Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное
общение.
2. Нормы культурной жизни. Физическая культура и спорт. Экологическая
культура. Культура умственного и физического труда.
Фильмы: «Движение вверх», реж. Антон Мегердичев, 2017, «Легенда №17»,
реж. Николай Лебедев, 2013; «Счастливая, Женька!», реж. Александр
Панкратов, 1984, «Высота», реж.А. Зархи, 1957; «Социальная сеть», реж. Дэвид
Финчер, 2010, «Стажер», реж. Нэнси Майерс, 2015
Формы внеурочной деятельности: просмотр фильма, этическая беседа,
дискуссия.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное
общение.
3. Социальное устройство человеческой жизни. Родина в судьбе человека.
Патриотизм как отношение к Отечеству. Память человечества о заслугах героев.
Различия людей в обществе. Поступок отдельного человека в контексте
общественного развития.
Фильмы: «Кандагар», реж. Андрей Кавун, 2009, «9 рота», реж. Федор
Бондар-чук, 2005, «Грозовые ворота», реж. Андрей Малюков, 2006;
«Освобождение. Ог-ненная
дуга»,1968,
«Освобождение.
Прорыв»,1969,
«Освобождение. Битва за Берлин».1971, «Освобождение. Последний штурм»,
1971, реж. Юрий Озеров
Формы внеурочной деятельности: просмотр фильма, беседа, дискуссия,
дебаты.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное
общение.
4. Формирование образа жизни, достойной Человека. Добро как общая
категория, отражающая закон человеческой жизни. Добровольчество в сфере
культуры. Истина. Жизнь как поиск истины. Красота в жизни человека. Красота
мужская и красота женская
Фильмы: «#ЯВолонтер. Истории неравнодушных»,компания «Лаборатория
социального кино «Третий сектор», 2019; «Дым Отечества», реж. Ярополк
Лапшин, 1980; «Земля будущего», реж. Бред Берд
Формы внеурочной деятельности: просмотр фильма, беседа, дискуссия.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное
общение.
5. Индивидуальный выбор Человеком своего жизненного пути. Назначение
человека в жизни: мыслить, содействовать благу других, созидать. «Я» в мире и мир
в моем «Я»: неповторимость отражений. Образ человека и образ жизни. Судьба и
человек как хозяин судьбы. Человек как философ: способность отдавать отчет в
11

собственной жизни.
Фильмы: «Летят журавли», реж. Михаил Калатозов, 1957; «Доживем до
понедельника», реж. Станислав Ростоцкий, 1968; «12», реж. Н. Михалков,2007;
«Философы. Урок выживания», реж. Дж. Хаддлс, 2013
Формы внеурочной деятельности: просмотр фильма, беседа, дискуссия.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное
общение.

12

3. Тематическое планирование
№
п/п

Тема раздела

1

Человек как субъект
жизни и наивысшая
ценность на земле

2

Нормы культурной
жизни

3

Социальное
устройство
человеческой жизни

4

Формирование образа
жизни, достойной
Человека

5

Индивидуальный
выбор Человеком
своего жизненного
пути

Реализация воспитательного потенциала
занятия
Сформированность гражданской позиции
как активного и ответственного члена
российского общества.
Сформированность
бережного,
ответственного и компетентного отношения
к
физическому
и
психологическому
здоровью, как собственному, так и других
людей.
Сформированность
экологического
мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды
Сформированность
эстетического
отношения к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений.
Принятие традиционных национальных и
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей
Сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном
мире.
Сформированность
ответственного
отношения к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной
жизни
Обладание
чувством
собственного
достоинства.
Сформированность основ саморазвития и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества
Сформированность осознанного выбора
будущей профессии, в том числе с учетом
потребностей региона, и возможностей
реализации собственных жизненных планов.
Готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни

Количество
часов

8

3

7

7

9
Итого: 34

4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тема урока

Количество
Дата
часов
проведения
1. Человек как субъект жизни и наивысшая ценность на Земле (8 часов)
Человек и его природа
1
Человек и семья
1
Дом - начало всех начал
1
Человек и его профессия
1
Человек в многообразны творческих увлечениях
1
Человек в общении с другими людьми
1
Человек в отношении к самому себе
1
Человек как стратег жизни в отношении к прошлому,
1
настоящему и будущему
2. Нормы культурной жизни (3 часа)
Физическая культура и спорт
1
Экологическая культура
1
Культура умственного и физического труда
1
3. Социальное устройство человеческой жизни (7 часов)
Родина в судьбе человека
1
Патриотизм в отношении к Отечеству
1
Память человечества о заслугах героев
2
Различия людей в обществе.
справедливом обществе

Мечта

человечества

о

2

Поступок отдельного человека в контексте общественного
1
развития
4. Формирование образа жизни, достойной Человека (7 часов)
Добро как общая категория, отражающая закон человеческой
2
жизни
Добровольчество в сфере культуры

2

Истина. Жизнь как поиск истины
Красота в жизни человека. Красота мужская и красота женская

1
2

5. Индивидуальный выбор Человеком своего жизненного пути (9 часов)
Назначение человека в жизни: мыслить, содействовать благу
2
других, созидать
«Я» в мире и мир в моем «Я»: неповторимость отражений
Образ человека и образ жизни

1
2

Судьба и человек как хозяин судьбы
Человек как философ: способность
собственной жизни
Подготовка к защите проектов
Защита проектов

1
1

отдавать

отчет

в

1
1
2

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».