Пояснительная записка Программа предназначена для работы с учащимися 11 класса с целью повышения эффективности обучения их математике, предусматривает подготовку их к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс полной средней школы и к дальнейшему математическому образованию. Программа рассчитана на 68 учебных часа (2 часа в неделю). Содержание программы соответствует по тематическому содержанию программе по математике для 5-11 классов общеобразовательных школ. Данный курс в 11 классе представляет собой повторение, обобщение и углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками по наиболее значимым темам: «Выражения», «Уравнения и неравенства», «Функции и графики», «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей», «Решение задач по геометрии». Курс рассчитан на обучающихся, желающих хорошо подготовиться к ЕГЭ и к дальнейшему изучению математики в ВУЗах. В процессе изучения данного курса будут использованы приемы индивидуальной, парной, групповой деятельности для осуществления самооценки, взаимоконтроля; развиваться умения и навыки работы с математической литературой и использования интернет-ресурсов. Цели курса: Коррекция и углубление конкретных математических знаний, необходимых для прохождения государственной (итоговой) аттестации за курс средней полной школы в форме и по материалам ЕГЭ, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе. • Задачи курса: • Систематическое повторение учебного материала по основным темам курса алгебры и начал анализа и геометрии. • Оказание практической коррекционной помощи учащимся в изучении отдельных тем предмета. • Формирование поисково-исследовательского метода. • Акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления решения различных заданий. • Осуществление тематического контроля на основе мониторинга выполнения учащимися типовых экзаменационных заданий. • Получение школьниками дополнительных знаний по математике. • Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Планируемые результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса «Элементы прикладной математики» являются следующие качества: 1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению 4 индивидуальной образовательной траектории с учѐтом устойчивых познавательных интересов; 2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации; 6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач; 8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Метапредметными результатами изучения курса «Элементы прикладной математики» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в групповой и индивидуальной учебной деятельности; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; – работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер); – планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; – работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет); – свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий; – в ходе представления проекта давать оценку его результатам; – самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; – уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; – давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). Познавательные УУД: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путѐм дихотомического деления (на основе отрицания); – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей – создавать математические модели; – составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.); – вычитывать все уровни текстовой информации. – уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность. – понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приѐмы слушания. – самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; – уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. Коммуникативные УУД: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных Планируемые результаты изучения курса В результате изучения курса учащиеся 11 класса должны уметь: • находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений и основных свойств, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; • выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений; • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; • определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции; • строить графики линейной, квадратичной, тригонометрических, степенной, показательной и логарифмической функций; • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; • решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, их системы; • решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы; • вычислять производные и первообразные элементарных функций; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций; • решать геометрические задачи с применением соотношений и пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике, основных теорем для произвольного треугольника; • решать геометрические задачи на клетчатой бумаге. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Особенности курса: - интеграция разных тем; - практическая значимость для учащихся. Требования к уровню подготовленности учащихся. • • • • • • • • • • • • • • В результате изучения курса учащиеся должны уметь: вычислять значения корня, степени, логарифма; находить значения тригонометрических выражений; выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений; решать тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства, системы, включая с параметром и модулем, а также комбинирование типов аналитическими и функционально-графическими методами, строить графики элементарных функций, проводить преобразования графиков, используя изученные методы описывать свойства функций и уметь применять их при решении задач, применять аппарат математического анализа к решению задач; решать различные типы текстовых задач с практическим содержанием на проценты, движение, работу, концентрацию, смеси, сплавы, десятичную запись числа, на использование арифметической и геометрической прогрессии; уметь соотносить процент с соответствующей дробью; знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов; решать планиметрические задачи, связанные с нахождением площадей, линейных или угловых величин треугольников или четырехугольников; решать стереометрические задачи, содержащие разный уровень необходимых для решения обоснований и количество шагов в решении задач, включенных в часть I и часть II экзаменационной работы, часто требующие построения вспомогательных элементов и сечений, сопровождаемых необходимыми доказательствами; производить прикидку и оценку результатов вычислений; при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления. Содержание обучения Текстовые задачи 8ч Дроби и проценты. Смеси и сплавы. Движение. Работа. Задачи на анализ практической ситуации. . Выражения и преобразования 6ч Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений. Тождественные преобразования логарифмических выражений. Тождественные преобразования тригонометрических выражений Функции и их свойства 6ч Исследование функций элементарными методами. Производная функции, ее геометрический и физический смысл. Исследование функций с помощью производной. Уравнения, неравенства и их системы 6ч Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Иррациональные уравнения и их системы. Тригонометрические уравнения и их системы. Показательные уравнения, неравенства и их системы. Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. Комбинированные уравнения и смешанные системы. Задачи на проценты 6 ч Задачи на кредиты и на вклады. Задания с параметром 6 ч Уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства с модулем. Планиметрия 6ч Треугольники. Четырехугольники. Окружность. Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник. Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника. Стереометрия 6 ч Задачи на векторы-2ч Углы и расстояния. Сечения многогранников плоскостью. Площади поверхностей тел. Объемы тел. Работа с тестами-10 ч Календарно-тематическое планирование курса 2 час в неделю, всего 68 часа №/п Тема урока дата Колво часов План Факт 1.Текстовые задачи – 6 часов 1 Задачи практического содержания (дроби, проценты, смеси и сплавы). 2 3 Задачи на работу и движение. 2 4 Задачи на анализ практической ситуации. 2 5 Задачи на анализ практической ситуации 2 2.Выражения и преобразования – 6 часов. 1 Тождественные преобразования иррациональных и степенных выражений 1 2 Тождественные преобразования логарифмических выражений. 1 3 Преобразования тригонометрических выражений. 1 4 Преобразование 1 примечание тригонометрических выражений. 5 Преобразование выражений. 2 3.Функции и их свойства – 6 часа. 1 Исследование функций элементарными методами. 1 2 Производная, ее геометрический и физический смысл. 1 3 Исследование функции с помощью производной. 1 4 Исследование функции с помощью производной. 3 4.Уравнения, неравенства и их системы –6 часов 1 Рациональные уравнения, неравенства и их системы 1 2 Иррациональные уравнения и их системы. 1 3 Тригонометрические уравнения 1 и их системы. 4 Показательные уравнения, неравенства и их системы. 1 5 Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. 1 6 Комбинированные уравнения и 1 смешанные системы 5. Задания с параметром – 6 часа. 1 Уравнения и неравенства 2 2 Уравнения и неравенства 2 3 Уравнения и неравенства с модулем. 2 6. Планиметрия – 6 часов 1 Треугольники. Четырехугольники. Окружность. 2 2 Окружности, вписанные в треугольник и четырехугольник. 2 3 Окружности, описанные около треугольника и четырехугольника. 2 7. Стереометрия – 6 часа 1 Углы и расстояния. Сечения многогранников плоскостью. 2 2 Площади поверхностей и объемы тел. 2 3 Площади поверхностей и объемы тел. 2 8. Структура и содержание контрольно - измерительных материалов ЕГЭ – 24 часов 1 Система оценивания. Решение заданий с кратким ответом (I часть). 4 Задачи на векторы 2 Решение заданий с развернутым ответом (II часть).Задачи на проценты 3 Решение заданий с 4 развернутым ответом (II часть). 4 Тренировочные варианты ЕГЭ 2023-2024г 6 5 Тренировочные варианты ЕГЭ 2020-2021г 6 6 Список литературы 1. Сергеев И. Н. ЕГЭ 2023. Практикум по математике. Профильный уровень: задания части 2 / И. Н. Сергеев, В. С. Панферов. – М. : Издательство «Экзамен» (Серия «ЕГЭ. Практикум») 2. Зив Б. Г. Задачи по геометрии. 7 – 11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. – 13-е изд. – М. : Просвещение, 2018 3. Математика. Подготовка к ЕГЭ2023. Профильный уровень. 3. 40 тренировочных вариантов по демоверсии 2023 года : учебнометодическое пособие / под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2019. 4. Ященко И. В., Шестаков С. А. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2023 году. Профильный уровень. – М. : МЦНМО, 2023. 5. Смирнова Е. С. Планиметрия: виды задач и методы их решений. - М.: МЦНМО, 2017. 6. Ананченко, К. О. Алгебра учит рассуждать. 10 класс : пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / К. О. Ананченко, В. Н. Криштапович. — 2-е изд. — Минск : Аверсэв, 2012. — 157 с. : ил. — (Факультативные занятия). • 36 типовых экзаменационных вариантов (задания и ответы) Ященко И.В. 2023, 256с.- профиль. • Лысенко Ф. Ф., Калабухова С. О. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2023 Информационные ресурсы интернет • http://fipi.ru/ . Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике. • http://reshuege.ru/ . Сайт для подготовки учащихся к ЕГЭ и проведения он-лайн тестирования