Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство) Срок реализации: 1 год. Автор составитель: Рожнева Е.С. 1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство) Срок реализации: 1 год. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральный проспект» для обучающихся 5 – 8-х классов составлена на основе: - требований ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы ООО (пр. Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287); - Программы формирования УУД у обучающихся и рабочей программы воспитания школы Программа курса внеурочной деятельности «Театральный проспект» является программой творческой направленности (общекультурное направление). Театральное искусство, представляя собой синтез различных видов искусств (музыкального, хореографического, изобразительного, литературного) способствует формированию и развитию эстетической культуры личности ребенка, предоставляет возможность раскрытия индивидуального творческого потенциала. Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимание языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека. Новизна программы состоит в системном и комплексном подходе к театральному образованию обучающихся через использование методов театральной педагогики и инновационных образовательных технологий: - личностно-ориентированного подхода, - использование игровых и здоровьесберегающих технологий, - применение новых информационных технологий. Принципиальным обстоятельством, связанным с процессом гуманизации образования, является то, что предлагаемая программа рассчитана на обучающихся без предварительного отбора на конкурсной основе. Любой ребенок получит возможность перевоплощаться, а также научится находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях. Одной из главных задач программы является создание творческого объединения «Театральный проспект», коллектива юных театралов, способных создавать живые художественные образы со своими неповторимыми характерами. Система деятельности объединения рассматривается, как единый художественно-воспитательный процесс, развивающийся на приоритете духовнообразного начала по трём основным направлениям «учёба-творчество-этика». Актуальность. Отсутствие полноценной художественно - творческой практики приводит ребёнка, лишенного возможности проявления своей личностной инАвтор составитель: Рожнева Е.С. 2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство) Срок реализации: 1 год. дивидуальности, к внутренней дисгармонии, к нарушениям общения с окружающим миром. В результате у многих детей наблюдается эстетическая и эмоциональная неразвитость, пессимизм, замкнутость, а иногда, и озлобленность. Многие родители жалуются, что их дети не могут пересказать какой-то текст, складно рассказать что-то, донести свою мысль четко и внятно, им гораздо проще написать это или объяснить невербально. Занятия в театральном кружке помогут восполнить дефицит общения, который испытывают сейчас не только взрослые, а также развить ребенка физически, эмоционально и интеллектуально. Сейчас дети общаются только со своим телефоном: они смеются не в общении с другом, а над тем, что присылают им в сообщениях, не улыбаются товарищу в лицо, а посылают «смайлики». Театр – это искусство общения. Моя задача, как педагога по театральному искусству – сделать ребят более контактными, адаптированными к жизни, научить детей говорить друг с другом, добиваться своих целей через коммуникации, а также возвращать их в детство посредством игры, ведь ее сейчас очень мало. Благодаря использованию потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, активизировать у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробудить фантазию, оптимизировать процесс развития речи, чувства ритма, пластики движений. Таким образом, актуализируется проблема гармоничного целостного развития детей. Для обучающихся наиболее привлекательным является участие в показах спектаклей, участие в мероприятиях, конкурсах и фестивалях. Творческая деятельность, направленная на социализацию и развитие коммуникативных способностей, актуальна в современных условиях, так как появляются необходимые условия для осознания себя в качестве личности, повышается самооценка. Театр, как художественное явление, как творческий организм, где неоднозначно переплетены различные стороны человеческой деятельности, может стать той средой, которая даёт неограниченные возможности в решении актуальных задач: • в адаптации ребёнка к новой социальной реальности; • в удовлетворении социальных потребностей ребёнка в общении, в познании себя и окружающего мира, в творчестве. Программа «Театральный проспект: актерское мастерство» предлагает обучающемуся проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык сценического искусства. Через живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения обучающийся вовлекается в театрально-творческую деятельность. Соединение музыки, пластики, театрального и изобразительного искусства в единый процесс, помогает обучающимся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии. Практическая значимость программы состоит в том, что интегрированные заняАвтор составитель: Рожнева Е.С. 3 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство) Срок реализации: 1 год. тия развивают творческое мышление, формируют познавательную установку, тем самым повышая уровень обучения и воспитания обучающихся. Педагогическая целесообразность программы обусловлена её направленностью на развитие творческих способностей обучающихся и на их творческую самореализацию. Главной её целью является формирование активной, творческой личности, обогащение ее духовного и эмоционального опыта. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является её комплексность и системное применение современных технологий обучения. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности обучающихся в образовательном процессе, используются психологические тренинги, направленные на сплочение коллектива, раскрытие личностно значимых качеств и сохранение психического здоровья детей и подростков. Концепция программы в том, что обучение театральному искусству по данной программе должно привести к внутреннему перевоплощению личности каждого обучающегося в личность творческую, активную, социально одарённую. Привлечение обучающихся к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для их многостороннего развития. Программа дополняет такие предметы общеобразовательного курса как история (история театра), изобразительное искусство, трудовое обучение (изготовление реквизита и декораций), физическая культура (выполнение общефизических и музыкально - ритмических упражнений), литература (техника и культура речи). Упражнения даются в занимательной игровой форме, через тренинговые игры, при которых создается психологически комфортная атмосфера на занятиях, снимается зажим, дискомфорт, гипертрофированное чувство стыдливости. Программа «Театральный проспект: актерское мастерство» в большинстве своем основывается именно на практике. Теория даётся в процессе практических занятий. Результат реализации программы представлен моделью выпускника обладающей общекультурной, коммуникативной, информационной, социальной компетенцией. На занятиях по программе реализуются следующие принципы: • принцип успеха и педагогической поддержки; • принцип интеграции; • принцип сотрудничества и сотворчества; • принцип постоянного обновления; • принцип природосообразности; • принцип постепенности и последовательности в овладении актёрского мастерства «от простого к сложному»; • принцип личного подхода. Формы обучения и режим занятий. Набор в группы осуществляется на добровольной основе, т.е. принимаютАвтор составитель: Рожнева Е.С. 4 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство) Срок реализации: 1 год. ся все желающие. Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, репетиционный, диагностический, контрольный. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (по 40 минут) и включают в себя комплекс видов и форм деятельности по каждому разделу программы. Общий объем курса в год – 68 часов. Основной формой обучения являются групповые занятия, которые проходят на базе МАОУ СОШ № 2. Состав группы - постоянный. Формы проведения занятия: беседа, встреча с интересными людьми, защита проектов, игра, конкурс, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, посиделки, праздник, практическое занятие, представление, презентация, спектакль, шоу, экскурсия, эксперимент. Формы обучения: очная, дистанционная (применяется в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией). Цель и задачи программы Цель программы – создание условий для воспитания гармоничной разносторонней личности и развитие творческих способностей обучающихся через занятия театральным искусством. Основные задачи: 1. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, чувство ритма, координацию движения, дикцию обучающихся; 2. Создавать возможности для раскрытия и реализации творческих способности обучающихся; 3. Помогать обучающимся преодолевать психологическую и речевую «зажатость»; 4. Воспитывать у обучающихся доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, а также внимательное отношение к людям и окружающему миру; 5. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; 6. Знакомить обучающихся с театральной терминологией; с видами театрального искусства, с устройством зрительного зала и сцены; 7. Воспитывать культуру поведения в театре и в жизни. Планируемые результаты реализации программы Обучение по программе обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. По итогам освоения программы обучающиеся овладеют следующими компетенциями: Предметные результаты: • знания: - владеют элементарными понятиями театрального искусства; Автор составитель: Рожнева Е.С. 5 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство) Срок реализации: 1 год. - знают игры и упражнения актерского тренинга; - знают основы выразительной речи, пластики и движения; - понимают этические нормы зрительской культуры и правила поведения в театре; - знают этические нормы поведения актера и правила поведения на сцене. • умения: - выполняют на сцене свободно и естественно простые физические действия; действуют в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; - строят диалог с партнером на заданную тему; - умеют вести себя на сцене, пользоваться микрофоном и актерским реквизитом; - читают наизусть текст героев спектакля, правильно произнося слова, соблюдая культуру речи и расставляя логические ударения; - владеют комплексом артикуляционной гимнастики; - умеют изменять интонации и силу голоса; - умеют слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и педагогом; - умеют самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. Метапредметными результатами будут: • Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно генерировать идеи; - умение находить несколько вариантов решения проблемы; • Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы; • Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение взаимодействовать с любым партнером; - навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы; • Презентационные умения и навыки: - навыки монологической и диалогической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления. Личностными результатами будут: • развитие познавательного интереса; • приобретение уверенности в себе; • приобретение навыков доброжелательного и уважительного общения; Автор составитель: Рожнева Е.С. 6 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство) Срок реализации: 1 год. • развитие ответственности за качество своей деятельности; • развитие самостоятельности; • приобретение навыков общения с разными людьми. Содержание программы Раздел 1. Вводное занятие. Входная диагностика. Теория: Знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год. Раздел 2. Основы театральной культуры Теория: Что такое театр? Кто создает спектакль? Профессия: актер. Виды и жанры театрального искусства. История театра: от Древней Греции до наших дней. Культура зрителя. Актерская этика. Знакомство с профессией. Беседа о призвании артиста. Просмотр презентации «Искусство актёра». Практика: Игры и упражнения на выявление актёрских способностей. Раздел 3. Азбука актерского мастерства Теория: Актерский тренинг. Понятие «актерское упражнение». Актерский этюд. Виды актерских этюдов. Этюды - наблюдения. Я в предлагаемых обстоятельствах. Лекция «Актёрская пауза» как одно из основных средств художественной выразительности». Сценическое внимание. Три круга внимания. Внутренний монолог. Память и воображение. Определение сценической памяти. Виды памяти. Лекция «Сценическая память и её виды». Эмоциональная память. Этюды на память физического действия. Знакомство с театром пантомимы. Определение понятий «Поза», «жест», «мимика», «эмоция». Просмотр видеофильма «Язык интонации, жестов, мимики». Сценическое самочувствие. Тонус актера. Артистическая смелость. Практика: Актерский тренинг. Игры и упражнения на развитие внимания, такие как: «Лес», «Спрятанное слово» и др., встречи с интересными людьми, проведение экспериментов на разные виды внимания. Экскурсия в театр. Игры и упражнения на развитие выразительности, такие как: «Привет», «Кто больше», «Кактусы растут в пустыне…» и др. Посещение спектаклей в театре, экспромты и постановки. Игры на развитие мимики и выразительной жестикуляции, такие как: «Крокодил», «Выразительная походка», «Стеклянная стена» и др. Экскурсия за кулисы театра, посещение спектаклей. Экспериментальные упражнения. Практика: Игры и упражнения на развитие памяти, такие как: «Посмотри-ка на меня», «Кукловод», «Подарки» и др., проведение экспериментов на разные виды памяти. Конкурсы на быстрое и правильное запоминание. Раздел 4. Основы художественного чтения Теория: Артикуляция. Дикция. Речевая разминка. Автор составитель: Рожнева Е.С. 7 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство) Срок реализации: 1 год. Культура речи. Культура произношения гласных и согласных звуков. Голос – рабочий инструмент актера. Подтекст. Смысловые ударения. Работа с текстом. Речевое дыхание. Знакомство с видами дыхания. Беседа о красоте и правильности речи. Просмотр презентации «Техника речи». Гласные звуки. Беседа о произношении и использовании гласных звуков в речи Согласные звуки. Беседа о произношении и использовании согласных звуков в речи. Интонация. Сила голоса. Просмотр отрывков фильмов с использованием разных интонаций. Практика: Игры и упражнения на развитие интонации Дикция. Просмотр презентации на тему: «Неправильное произношение звуков». Понятие «Выразительность дикции». Выразительное чтение. Понятие «Выразительная речь». Беседа о важности выразительности в речи. Практика: Игры и упражнения на дыхание. Тренировка речевого дыхания. Гласные звуки. Упражнения для произнесения гласных звуков: правильное положение артикуляционного аппарата; произнесение гласных звуков в начале, середине и в конце слов. Согласные звуки. Упражнения для произнесения согласных звуков: правильное положение артикуляционного аппарата; произнесение согласных звуков в начале, середине и в конце слов в скороговорках и стихах. Интонация. Упражнения для тренировки силы голоса, чтение и рассказывание художественных произведений. Сила голоса. Просмотр отрывков фильмов и прослушивание аудиозаписей. Дикция. Упражнения для тренировки дикции, чтение и рассказывание художественных произведений, скороговорок, работа над правильным произношением и акцентом. Выразительное чтение. Чтение художественных произведений, обращая внимание на выразительность. Раздел 5. Музыка в театре Теория: Музыкальное оформление спектакля Постановка музыкальных номеров, запись фонограмм. Практика: Лекция с элементами беседы. Практическая работа Раздел 6. Основы сценического движения Теория: Движение, танец, жест в театральном искусстве Пластический тренинг. Свобода тела. Постановка танцевальных номеров Практика: Лекция с элементами беседы. Практическая работа Раздел 7. Освоение приложения «PowerPоint». Создание театральной афиши с помощью ЦОТ. Теория: Знакомство с программой «Power Pоint» Знакомство с инструментами программы «Power Pоint»: текст, фигуры, Автор составитель: Рожнева Е.С. 8 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство) Срок реализации: 1 год. элементы, фон. Прочие возможности «Power Pоint». Практика: Создание эскиза афиши на бумаге. Выбор шаблона будущей афиши. Создание и презентация афиши. Дополнительно по желанию Создание проекта на свободную тему. Раздел 8. Театрально-игровая деятельность Теория: Работа с текстом сценария. Чтения Репетиции. Построение мизансцен. Репетиция в костюмах. Лекция «Взаимодействие людей в жизни и на сцене». Способность к общению, к установке связей, контактов, общительность. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств. Практика: Игры и упражнения на развитие раскованности и коммуникабельности, такие как: «Выразительная походка», «Расскажи стихотворение», «Король и слуга» и др. Создание проблемных и ситуаций и пути выхода из них. Упражнения на сплочённость. Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года. Форма контроля: опрос. Отчетный концерт, состоящий из упражнений, этюдов, миниатюр. Примерные темы для театральных миниатюр и постановок: Я люблю. Семейные ценности. Мои друзья. Я хочу, чтобы мой город был чистым! Бегом марш! Человек собаке друг. Все различны – все равны. Мы за здоровый образ жизни. Мой город – Березники! Условия реализации программы Для реализации программы «Театральный проспект: актерское мастерство» требуется просторное, светлое помещение, отвечающее всем санитарногигиеническим нормам для размещения 15 рабочих мест. Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, аппаратуры, приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий, а также уголок с инструкциями по технике безопасности. Автор составитель: Рожнева Е.С. 9 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство) Срок реализации: 1 год. Тематическое планирование № п/п Наименование раздела, темы Раздел 1.Вводное занятие. Входная диагностика. Раздел 2. Основы театральной культуры Что такое театр? История театра: от Древней Греции до наших дней. Виды и жанры театрального искусства. 1. 2. 3. Кто создает спектакль? Профессия: актер. Актерская этика. Культура зрителя. Раздел 3. Азбука актерского мастерства 4. Колячество часов Виды познавательной деятельпрак- ности. Форма аттетика стации/ контроля Беседа, анкетирование 3 Тест по разделу. Всего теория 1 1 6 3 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Лекция с элементами беседы. 14 6 8 Конкурс актерского мастерства. Практическая работа Лекция с элементами беседы Лекция с элементами беседы 5. Актерский тренинг. Понятие актерское упражнение. Актерский этюд. 2 1 1 6. Сценическое внимание. Три круга внимания. Внутренний монолог. 2 1 1 Практическая работа 7. Память и воображение. 2 1 1 8. Виды актерских этюдов. Этюдынаблюдения. Я в предлагаемых обстоятельствах. 3 1 2 Практическая работа Практическая работа 9. Эмоциональная память. Этюды на память физического действия. 3 1 2 Практическая работа 10. Сценическое самочувствие. Тонус актера. Артистическая смелость. 2 1 1 Практическая работа Раздел 4. Основы художественного чтения 8 4 4 Конкурс чтецов 11. Артикуляция. Дикция. Речевая разминка. 2 1 1 Практическая работа 12. Культура речи. Культура произношения гласных и согласных звуков. 2 1 1 Практическая работа 13. Голос – рабочий инструмент актера. 2 1 1 Практическая работа Подтекст. Смысловые ударения. Работа с текстом. 2 1 1 Практическая работа Раздел 5. Музыка в театре 3 1 2 14. Автор составитель: Рожнева Е.С. 10 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство) Срок реализации: 1 год. 15. Музыкальное оформление спектакля 1 1 - 16. Постановка музыкальных номеров, запись фонограмм 2 - 2 Раздел 6. Основы сценического движения 11 2 9 17. Движение, танец, жест в театральном искусстве 2 1 1 Лекция с элементами беседы 18. Пластический тренинг. Свобода тела. 8 1 7 Практическая работа 19. Диагностика. Тест на платформе «MyQuiz.ru» Раздел 7. Освоение приложения «Power Paint». Создание театральной афиши с помощью ЦОТ. Создание эскиза афиши на бумаге. 1 - 1 Контр. Занятие 10 3 7 1 - 1 Практическая работа Знакомство с программой «Power Paint» Выбор шаблона будущей афиши. 2 1 1 Практическая работа 1 - 1 Практическая работа 3 1 2 Практическая работа 24. Знакомство с инструментами программы «Power Paint»: текст, фигуры, элементы, фон Создание и презентация афиши. 2 1 1 Практическая работа 25. Прочие возможности «Power Paint». 1 - 1 Практическая работа 14 3 11 26. Раздел 8. Театрально-игровая деятельность Работа с текстом сценария. Чтения 3 1 2 Практическая работа 27. Репетиции. Построение мизансцен 8 1 7 Практическая работа 28. Репетиция в костюмах 3 1 2 Практическая работа 29. Итоговое занятие. Итоговая диагностика. 1 - 1 Отчетный концерт, Тестирование, анкетирование Итого: 68 23 45 20. 21. 22. 23. Лекция с элементами беседы Практическая работа Список литературы Список литературы для самостоятельного изучения (Рекомендуется обучающимся и родителям): 1. Байярд Р., Бфйярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991. 2. Гессен С.Н. Основы педагогики. - М. , 1995. 3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка // Соч.: В 4 т., М., Русский язык, 1991. 4. Караковский В.А. Воспитать гражданина. - М., 1993. 5. Муратов С. Диалог. - М., 1983. Автор составитель: Рожнева Е.С. 11 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство) Срок реализации: 1 год. 6. 7. 8. 9. Ожегов С. Словарь русского языка. - М., Русский язык, 1991. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Чекалова Е., Парфенов Л. Нам возвращают наш портрет. - М., 1990. Режиссёрский сценарий - https://urokikino.ru/film-continuity/ Список литературы ( Рекомендуется педагогам для самоподготовки): 1. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г. 2. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г. 3. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004г. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»). 4. Вера Биркенбил «Язык интонации, мимики, жестов», Санкт-Петербург, 1997 г. 5. Гиппиус С. В. «Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств». СПб.: Изд-во "Речь", 2001 г. 6. Л. В. Грачева «АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ: теория и практика». «Речь», СанктПетербург, 2003 г. 7. Грачева Л. В. «Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала». — СПб.: Издательство «Речь», 2005 г. 8. Н. В. Демидов «ТВОРЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС НА СЦЕНЕ». Под ред. М. Н. Ласкиной. - СПб.: Нестор-История, 2007 г. 9. А. Б. Дрознин «Физический тренинг актёра по методике А. Дрознина». М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2004 г. 10. Н. В. Карпов “Уроки сценического движения”. Москва, “ГИТИС”, 1999 год. 11. Создание актерского образа: Теоретические основы / Сост. и отв. редакторы Н. А. Зверева, Д Г. Ливнев.— М.: РАТИ-ГИТИС, 2008 г. 12. Зубов А.Е. «Шпаргалка по мастерству актера», Новосибирское государственное театральное училище, 2002 г. 13. Бродецкий А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2000. 14. Кипнис М. «Драмотерапия». М.: Ось-89, 2002 г. 15. Елена Копылова «Все об этюде и этюдном методе». М.: Апрель, 2008 г. 16. Чехов М. Об искусстве актера / Чехов М. - М.: Искусство, 1999 г. 17. Голубовский, Б. Наблюдения. Этюд. Образ./ Голубовский Б. - М.: ГИТИС, 2001 г. 18. Цукасова Л. В., Волков Л. А. «Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы» / Ред. С. В. Цукасов. Предисл. В. И. Михеева. Вступ. ст. А. С. Тимофеевой. Изд. 2-е,испр. и доп. М.: Издательство ЛКИ, 2007 г. 19. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. – М.: Амонашвили, 2000 20. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., СКР., 1997. 21. Омельяненко В. М., Вовс Л. П. Задания и педагогические ситуации. - М., Автор составитель: Рожнева Е.С. 12 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство) Срок реализации: 1 год. СКР., 1998. 22. Штейнберг Е. Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия. – М., 2002. 23. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.,1997. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978. Список литературы (Рекомендуется педагогам для подготовки к занятиям): 1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева,Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В., Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 2. Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г. 3. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 г. 4. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. - М.: Просвещение., 1982. 5. Аксенов В. Искусство художественного слова. – М.: АК., 1989. 6. Буров А. Об искусстве перевоплощения. – М., 1989. 7. Вербовая Н. П., Головина О. М. Искусство речи 2-е изд. - М.: Искусство, 1987 8. Леокарди Е. Н. Дикция и орфоэпия. - М., Просвещение, 1989. 9. Моисеев М. Дыхание и голос драматического актера. - М., Искусство, 1990. 10. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы – в 2-х т. - М., Искусство, 1988. 11. Немирович – Данченко В. О творчестве актера. Хрестоматия. - М., 1983. 12. Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: ВТО, 1990. 13. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8 томах. - М.: Искусство. 14. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. – М., ВТО, 1990. 15. Юрский С. Кто держит паузу. – М.: Искусство, 1988. Автор составитель: Рожнева Е.С. 13