Рабочая программа курса внеурочной деятельности Театральный проспект

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство)
Срок реализации: 1 год.

Автор составитель: Рожнева Е.С.

1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство)
Срок реализации: 1 год.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральный проспект» для обучающихся 5 – 8-х классов составлена на основе:
- требований ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы ООО (пр. Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287);
- Программы формирования УУД у обучающихся и рабочей программы
воспитания школы
Программа курса внеурочной деятельности «Театральный проспект» является программой творческой направленности (общекультурное направление).
Театральное искусство, представляя собой синтез различных видов искусств (музыкального, хореографического, изобразительного, литературного) способствует формированию и развитию эстетической культуры личности ребенка,
предоставляет возможность раскрытия индивидуального творческого потенциала.
Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимание языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство
формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.
Новизна программы состоит в системном и комплексном подходе к театральному образованию обучающихся через использование методов театральной педагогики и инновационных образовательных технологий:
- личностно-ориентированного подхода,
- использование игровых и здоровьесберегающих технологий,
- применение новых информационных технологий.
Принципиальным обстоятельством, связанным с процессом гуманизации
образования, является то, что предлагаемая программа рассчитана на обучающихся без предварительного отбора на конкурсной основе. Любой ребенок получит возможность перевоплощаться, а также научится находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях.
Одной из главных задач программы является создание творческого объединения «Театральный проспект», коллектива юных театралов, способных создавать живые художественные образы со своими неповторимыми характерами.
Система деятельности объединения рассматривается, как единый художественно-воспитательный процесс, развивающийся на приоритете духовнообразного начала по трём основным направлениям «учёба-творчество-этика».
Актуальность. Отсутствие полноценной художественно - творческой практики
приводит ребёнка, лишенного возможности проявления своей личностной инАвтор составитель: Рожнева Е.С.

2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство)
Срок реализации: 1 год.

дивидуальности, к внутренней дисгармонии, к нарушениям общения с окружающим миром. В результате у многих детей наблюдается эстетическая и
эмоциональная неразвитость, пессимизм, замкнутость, а иногда, и озлобленность.
Многие родители жалуются, что их дети не могут пересказать какой-то
текст, складно рассказать что-то, донести свою мысль четко и внятно, им гораздо проще написать это или объяснить невербально. Занятия в театральном
кружке помогут восполнить дефицит общения, который испытывают сейчас не
только взрослые, а также развить ребенка физически, эмоционально и интеллектуально.
Сейчас дети общаются только со своим телефоном: они смеются не в общении с другом, а над тем, что присылают им в сообщениях, не улыбаются товарищу в лицо, а посылают «смайлики». Театр – это искусство общения. Моя
задача, как педагога по театральному искусству – сделать ребят более контактными, адаптированными к жизни, научить детей говорить друг с другом, добиваться своих целей через коммуникации, а также возвращать их в детство посредством игры, ведь ее сейчас очень мало.
Благодаря использованию потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, активизировать у обучающихся мышление и
познавательный интерес, пробудить фантазию, оптимизировать процесс развития речи, чувства ритма, пластики движений.
Таким образом, актуализируется проблема гармоничного целостного развития детей. Для обучающихся наиболее привлекательным является участие в
показах спектаклей, участие в мероприятиях, конкурсах и фестивалях.
Творческая деятельность, направленная на социализацию и развитие
коммуникативных способностей, актуальна в современных условиях, так как
появляются необходимые условия для осознания себя в качестве личности, повышается самооценка.
Театр, как художественное явление, как творческий организм, где неоднозначно переплетены различные стороны человеческой деятельности, может
стать той средой, которая даёт неограниченные возможности в решении актуальных задач:
•
в адаптации ребёнка к новой социальной реальности;
•
в удовлетворении социальных потребностей ребёнка в общении, в познании себя и окружающего мира, в творчестве.
Программа «Театральный проспект: актерское мастерство» предлагает
обучающемуся проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык
сценического искусства. Через живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения обучающийся вовлекается в театрально-творческую деятельность. Соединение музыки, пластики, театрального и изобразительного искусства в единый процесс, помогает обучающимся целостно воспринимать мир, познавать
красоту во всем ее многообразии.
Практическая значимость программы состоит в том, что интегрированные заняАвтор составитель: Рожнева Е.С.

3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство)
Срок реализации: 1 год.

тия развивают творческое мышление, формируют познавательную установку,
тем самым повышая уровень обучения и воспитания обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена её направленностью на развитие творческих способностей обучающихся и на их творческую
самореализацию. Главной её целью является формирование активной, творческой личности, обогащение ее духовного и эмоционального опыта.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является её комплексность и
системное применение современных технологий обучения. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности обучающихся в образовательном процессе,
используются психологические тренинги, направленные на сплочение коллектива, раскрытие личностно значимых качеств и сохранение психического здоровья детей и подростков.
Концепция программы в том, что обучение театральному искусству по
данной программе должно привести к внутреннему перевоплощению личности
каждого обучающегося в личность творческую, активную, социально одарённую.
Привлечение обучающихся к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для их многостороннего развития. Программа дополняет такие предметы общеобразовательного
курса как история (история театра), изобразительное искусство, трудовое обучение (изготовление реквизита и декораций), физическая культура (выполнение
общефизических и музыкально - ритмических упражнений), литература (техника и культура речи).
Упражнения даются в занимательной игровой форме, через тренинговые
игры, при которых создается психологически комфортная атмосфера на занятиях, снимается зажим, дискомфорт, гипертрофированное чувство стыдливости.
Программа «Театральный проспект: актерское мастерство» в большинстве своем основывается именно на практике. Теория даётся в процессе практических занятий. Результат реализации программы представлен моделью выпускника обладающей общекультурной, коммуникативной, информационной,
социальной компетенцией.
На занятиях по программе реализуются следующие принципы:
•
принцип успеха и педагогической поддержки;
•
принцип интеграции;
•
принцип сотрудничества и сотворчества;
•
принцип постоянного обновления;
•
принцип природосообразности;
•
принцип постепенности и последовательности в овладении актёрского
мастерства «от простого к сложному»;
•
принцип личного подхода.
Формы обучения и режим занятий.
Набор в группы осуществляется на добровольной основе, т.е. принимаютАвтор составитель: Рожнева Е.С.

4

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство)
Срок реализации: 1 год.

ся все желающие.
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, репетиционный, диагностический, контрольный.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (по 40 минут)
и включают в себя комплекс видов и форм деятельности по каждому разделу
программы. Общий объем курса в год – 68 часов.
Основной формой обучения являются групповые занятия, которые проходят на базе МАОУ СОШ № 2. Состав группы - постоянный.
Формы проведения занятия: беседа, встреча с интересными людьми, защита проектов, игра, конкурс, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, посиделки, праздник, практическое занятие, представление, презентация, спектакль, шоу, экскурсия, эксперимент.
Формы обучения: очная, дистанционная (применяется в период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией).
Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для воспитания гармоничной разносторонней личности и развитие творческих способностей обучающихся через занятия театральным искусством.
Основные задачи:
1. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, чувство ритма, координацию движения, дикцию
обучающихся;
2. Создавать возможности для раскрытия и реализации творческих способности обучающихся;
3. Помогать обучающимся преодолевать психологическую и речевую «зажатость»;
4. Воспитывать у обучающихся доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, а также внимательное отношение к людям и
окружающему миру;
5. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве;
6. Знакомить обучающихся с театральной терминологией; с видами театрального искусства, с устройством зрительного зала и сцены;
7. Воспитывать культуру поведения в театре и в жизни.
Планируемые результаты реализации программы
Обучение по программе обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
По итогам освоения программы обучающиеся овладеют следующими
компетенциями:
Предметные результаты:
• знания:
- владеют элементарными понятиями театрального искусства;
Автор составитель: Рожнева Е.С.

5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство)
Срок реализации: 1 год.

- знают игры и упражнения актерского тренинга;
- знают основы выразительной речи, пластики и движения;
- понимают этические нормы зрительской культуры и правила поведения в театре;
- знают этические нормы поведения актера и правила поведения на
сцене.
• умения:
- выполняют на сцене свободно и естественно простые физические
действия; действуют в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным
текстом на заданную тему;
- строят диалог с партнером на заданную тему;
- умеют вести себя на сцене, пользоваться микрофоном и актерским
реквизитом;
- читают наизусть текст героев спектакля, правильно произнося слова,
соблюдая культуру речи и расставляя логические ударения;
- владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- умеют изменять интонации и силу голоса;
- умеют слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Уметь интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и педагогом;
- умеют самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Метапредметными результатами будут:
• Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
• Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать
в диалог, задавать вопросы;
• Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников
группы;
• Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической и диалогической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления.
Личностными результатами будут:
• развитие познавательного интереса;
• приобретение уверенности в себе;
• приобретение навыков доброжелательного и уважительного общения;
Автор составитель: Рожнева Е.С.

6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство)
Срок реализации: 1 год.

• развитие ответственности за качество своей деятельности;
• развитие самостоятельности;
• приобретение навыков общения с разными людьми.
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Входная диагностика.
Теория: Знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности,
обсуждение плана работы на год.
Раздел 2. Основы театральной культуры
Теория: Что такое театр? Кто создает спектакль? Профессия: актер.
Виды и жанры театрального искусства.
История театра: от Древней Греции до наших дней.
Культура зрителя. Актерская этика. Знакомство с профессией. Беседа о
призвании артиста. Просмотр презентации «Искусство актёра».
Практика: Игры и упражнения на выявление актёрских способностей.
Раздел 3. Азбука актерского мастерства
Теория: Актерский тренинг. Понятие «актерское упражнение». Актерский этюд. Виды актерских этюдов. Этюды - наблюдения. Я в предлагаемых
обстоятельствах.
Лекция «Актёрская пауза» как одно из основных средств художественной выразительности».
Сценическое внимание. Три круга внимания. Внутренний монолог.
Память и воображение. Определение сценической памяти. Виды памяти. Лекция «Сценическая память и её виды».
Эмоциональная память. Этюды на память физического действия. Знакомство с театром пантомимы. Определение понятий «Поза», «жест»,
«мимика», «эмоция». Просмотр видеофильма «Язык интонации, жестов, мимики». Сценическое самочувствие. Тонус актера. Артистическая смелость.
Практика: Актерский тренинг. Игры и упражнения на развитие внимания, такие как: «Лес», «Спрятанное слово» и др., встречи с интересными
людьми, проведение экспериментов на разные виды внимания.
Экскурсия в театр. Игры и упражнения на развитие выразительности, такие как: «Привет», «Кто больше», «Кактусы растут в пустыне…» и др.
Посещение спектаклей в театре, экспромты и постановки.
Игры на развитие мимики и выразительной жестикуляции, такие
как: «Крокодил», «Выразительная походка», «Стеклянная стена» и др. Экскурсия за кулисы театра, посещение спектаклей. Экспериментальные упражнения.
Практика: Игры и упражнения на развитие памяти, такие как: «Посмотри-ка на меня», «Кукловод», «Подарки» и др., проведение экспериментов на
разные виды памяти. Конкурсы на быстрое и правильное запоминание.
Раздел 4. Основы художественного чтения
Теория: Артикуляция. Дикция. Речевая разминка.
Автор составитель: Рожнева Е.С.

7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство)
Срок реализации: 1 год.

Культура речи. Культура произношения гласных и согласных звуков. Голос –
рабочий инструмент актера.
Подтекст. Смысловые ударения. Работа с текстом.
Речевое дыхание. Знакомство с видами дыхания. Беседа о красоте и
правильности речи. Просмотр презентации «Техника речи».
Гласные звуки. Беседа о произношении и использовании гласных звуков в речи
Согласные звуки. Беседа о произношении и использовании согласных
звуков в речи.
Интонация. Сила голоса. Просмотр отрывков фильмов с использованием разных интонаций. Практика: Игры и упражнения на развитие интонации
Дикция. Просмотр презентации на тему: «Неправильное произношение
звуков». Понятие «Выразительность дикции».
Выразительное чтение. Понятие «Выразительная речь». Беседа о важности выразительности в речи.
Практика: Игры и упражнения на дыхание. Тренировка речевого дыхания. Гласные звуки. Упражнения для произнесения гласных звуков:
правильное положение артикуляционного аппарата; произнесение гласных
звуков в начале, середине и в конце слов.
Согласные звуки. Упражнения для произнесения согласных звуков:
правильное положение артикуляционного аппарата; произнесение согласных
звуков в начале, середине и в конце слов в скороговорках и стихах.
Интонация. Упражнения для тренировки силы голоса, чтение
и рассказывание художественных произведений.
Сила голоса. Просмотр отрывков фильмов и прослушивание аудиозаписей.
Дикция. Упражнения для тренировки дикции, чтение и рассказывание
художественных произведений, скороговорок, работа над правильным произношением и акцентом.
Выразительное чтение. Чтение художественных произведений, обращая
внимание на выразительность.
Раздел 5. Музыка в театре
Теория: Музыкальное оформление спектакля
Постановка музыкальных номеров, запись фонограмм.
Практика: Лекция с элементами беседы. Практическая работа
Раздел 6. Основы сценического движения
Теория: Движение, танец, жест в театральном искусстве
Пластический тренинг. Свобода тела. Постановка танцевальных номеров
Практика: Лекция с элементами беседы. Практическая работа
Раздел 7. Освоение приложения «PowerPоint». Создание театральной
афиши с помощью ЦОТ.
Теория: Знакомство с программой «Power Pоint»
Знакомство с инструментами программы «Power Pоint»: текст, фигуры,
Автор составитель: Рожнева Е.С.

8

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство)
Срок реализации: 1 год.

элементы, фон. Прочие возможности «Power Pоint».
Практика: Создание эскиза афиши на бумаге. Выбор шаблона будущей афиши. Создание и презентация афиши. Дополнительно по желанию Создание проекта на свободную тему.
Раздел 8. Театрально-игровая деятельность
Теория: Работа с текстом сценария. Чтения
Репетиции. Построение мизансцен. Репетиция в костюмах. Лекция «Взаимодействие людей в жизни и на сцене». Способность к общению, к установке
связей, контактов, общительность. Коммуникабельность является одним из
важнейших личных качеств.
Практика: Игры и упражнения на развитие раскованности и коммуникабельности, такие как: «Выразительная походка», «Расскажи стихотворение», «Король и слуга» и др. Создание проблемных и ситуаций и пути выхода
из них. Упражнения на сплочённость.
Итоговое занятие.
Подведение итогов учебного года. Форма контроля: опрос. Отчетный
концерт, состоящий из упражнений, этюдов, миниатюр.
Примерные темы для театральных миниатюр и постановок: Я люблю. Семейные ценности. Мои друзья. Я хочу, чтобы мой город был чистым!
Бегом марш! Человек собаке друг. Все различны – все равны. Мы за здоровый
образ жизни. Мой город – Березники!
Условия реализации программы
Для реализации программы «Театральный проспект: актерское мастерство» требуется просторное, светлое помещение, отвечающее всем санитарногигиеническим нормам для размещения 15 рабочих мест.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, аппаратуры, приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и
показа наглядных пособий, а также уголок с инструкциями по технике безопасности.

Автор составитель: Рожнева Е.С.

9

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство)
Срок реализации: 1 год.

Тематическое планирование
№ п/п

Наименование раздела, темы

Раздел 1.Вводное занятие. Входная
диагностика.
Раздел 2. Основы театральной культуры
Что такое театр? История театра:
от Древней Греции до наших дней.
Виды и жанры театрального искусства.

1.

2.
3.

Кто создает спектакль? Профессия:
актер. Актерская этика. Культура
зрителя.
Раздел 3. Азбука актерского мастерства

4.

Колячество часов

Виды познавательной деятельпрак- ности. Форма аттетика стации/ контроля
Беседа, анкетирование
3
Тест по разделу.

Всего

теория

1

1

6

3

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Лекция с элементами
беседы.

14

6

8

Конкурс актерского
мастерства.
Практическая
работа

Лекция с элементами
беседы
Лекция с элементами
беседы

5.

Актерский тренинг. Понятие
актерское упражнение. Актерский
этюд.

2

1

1

6.

Сценическое внимание. Три круга
внимания. Внутренний монолог.

2

1

1

Практическая
работа

7.

Память и воображение.

2

1

1

8.

Виды актерских этюдов. Этюдынаблюдения. Я в предлагаемых обстоятельствах.

3

1

2

Практическая
работа
Практическая
работа

9.

Эмоциональная память. Этюды на
память физического действия.

3

1

2

Практическая
работа

10.

Сценическое самочувствие. Тонус актера. Артистическая смелость.

2

1

1

Практическая
работа

Раздел 4. Основы художественного
чтения

8

4

4

Конкурс чтецов

11.

Артикуляция. Дикция. Речевая
разминка.

2

1

1

Практическая работа

12.

Культура речи. Культура произношения гласных и согласных звуков.

2

1

1

Практическая работа

13.

Голос – рабочий инструмент актера.

2

1

1

Практическая работа

Подтекст. Смысловые ударения. Работа с текстом.

2

1

1

Практическая работа

Раздел 5. Музыка в театре

3

1

2

14.

Автор составитель: Рожнева Е.С.

10

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство)
Срок реализации: 1 год.

15.

Музыкальное оформление спектакля

1

1

-

16.

Постановка музыкальных номеров,
запись фонограмм

2

-

2

Раздел 6. Основы сценического
движения

11

2

9

17.

Движение, танец, жест в театральном искусстве

2

1

1

Лекция с элементами беседы

18.

Пластический тренинг. Свобода тела.

8

1

7

Практическая работа

19.

Диагностика. Тест на платформе
«MyQuiz.ru»
Раздел 7. Освоение приложения
«Power Paint». Создание театральной афиши с помощью ЦОТ.
Создание эскиза афиши на бумаге.

1

-

1

Контр. Занятие

10

3

7

1

-

1

Практическая работа

Знакомство с программой «Power
Paint»
Выбор шаблона будущей афиши.

2

1

1

Практическая работа

1

-

1

Практическая работа

3

1

2

Практическая работа

24.

Знакомство с инструментами программы «Power Paint»: текст, фигуры,
элементы, фон
Создание и презентация афиши.

2

1

1

Практическая работа

25.

Прочие возможности «Power Paint».

1

-

1

Практическая работа

14

3

11

26.

Раздел 8. Театрально-игровая деятельность
Работа с текстом сценария. Чтения

3

1

2

Практическая работа

27.

Репетиции. Построение мизансцен

8

1

7

Практическая работа

28.

Репетиция в костюмах

3

1

2

Практическая работа

29.

Итоговое занятие. Итоговая диагностика.

1

-

1

Отчетный концерт,
Тестирование, анкетирование

Итого:

68

23

45

20.
21.
22.
23.

Лекция с
элементами беседы
Практическая работа

Список литературы
Список литературы для самостоятельного изучения (Рекомендуется обучающимся и родителям):
1.
Байярд Р., Бфйярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.
2.
Гессен С.Н. Основы педагогики. - М. , 1995.
3.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка // Соч.: В 4 т., М., Русский язык, 1991.
4.
Караковский В.А. Воспитать гражданина. - М., 1993.
5.
Муратов С. Диалог. - М., 1983.
Автор составитель: Рожнева Е.С.

11

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство)
Срок реализации: 1 год.

6.
7.
8.
9.

Ожегов С. Словарь русского языка. - М., Русский язык, 1991.
Савкова З. Как сделать голос сценическим.
Чекалова Е., Парфенов Л. Нам возвращают наш портрет. - М., 1990.
Режиссёрский сценарий - https://urokikino.ru/film-continuity/

Список литературы ( Рекомендуется педагогам для самоподготовки):
1.
Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.
2.
Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.
3.
Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.:
ГОУ ЦРСДОД, 2004г. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
4.
Вера Биркенбил «Язык интонации, мимики, жестов», Санкт-Петербург,
1997 г.
5.
Гиппиус С. В. «Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств».
СПб.: Изд-во "Речь", 2001 г.
6.
Л. В. Грачева «АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ: теория и практика». «Речь»,
СанктПетербург, 2003 г.
7.
Грачева Л. В. «Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого
потенциала». — СПб.: Издательство «Речь», 2005 г.
8.
Н. В. Демидов «ТВОРЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС НА
СЦЕНЕ». Под ред. М. Н. Ласкиной. - СПб.: Нестор-История, 2007 г.
9.
А. Б. Дрознин «Физический тренинг актёра по методике А. Дрознина».
М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2004 г.
10. Н. В. Карпов “Уроки сценического движения”. Москва, “ГИТИС”, 1999
год.
11. Создание актерского образа: Теоретические основы / Сост. и отв. редакторы Н. А. Зверева, Д Г. Ливнев.— М.: РАТИ-ГИТИС, 2008 г.
12. Зубов А.Е. «Шпаргалка по мастерству актера», Новосибирское государственное театральное училище, 2002 г.
13. Бродецкий А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука
молчания: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2000.
14. Кипнис М. «Драмотерапия». М.: Ось-89, 2002 г.
15. Елена Копылова «Все об этюде и этюдном методе». М.: Апрель, 2008 г.
16. Чехов М. Об искусстве актера / Чехов М. - М.: Искусство, 1999 г.
17. Голубовский, Б. Наблюдения. Этюд. Образ./ Голубовский Б. - М.: ГИТИС, 2001 г.
18. Цукасова Л. В., Волков Л. А. «Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы» / Ред. С. В. Цукасов. Предисл. В. И. Михеева. Вступ. ст. А. С.
Тимофеевой. Изд. 2-е,испр. и доп. М.: Издательство ЛКИ, 2007 г.
19. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. – М.: Амонашвили, 2000
20. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., СКР., 1997.
21. Омельяненко В. М., Вовс Л. П. Задания и педагогические ситуации. - М.,
Автор составитель: Рожнева Е.С.

12

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный проспект» (Актерское мастерство)
Срок реализации: 1 год.

СКР., 1998.
22. Штейнберг Е. Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного
бытия. – М., 2002.
23. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М.,1997.
Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.
Список литературы (Рекомендуется педагогам для подготовки к занятиям):
1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева,Л.А. Байкова, Л.К.
Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В., Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
2. Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс»
Рольф, 2001 г.
3. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей
детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 г.
4. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. - М.: Просвещение., 1982.
5. Аксенов В. Искусство художественного слова. – М.: АК., 1989.
6. Буров А. Об искусстве перевоплощения. – М., 1989.
7. Вербовая Н. П., Головина О. М. Искусство речи 2-е изд. - М.: Искусство, 1987
8. Леокарди Е. Н. Дикция и орфоэпия. - М., Просвещение, 1989.
9. Моисеев М. Дыхание и голос драматического актера. - М., Искусство, 1990.
10. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы – в 2-х т. - М., Искусство,
1988.
11. Немирович – Данченко В. О творчестве актера. Хрестоматия. - М., 1983.
12. Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: ВТО, 1990.
13. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8 томах. - М.: Искусство.
14. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. – М., ВТО, 1990.
15. Юрский С. Кто держит паузу. – М.: Искусство, 1988.

Автор составитель: Рожнева Е.С.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».